2019-05-11 14:24+03:00
110 лет назад вышел первый российский автомобиль
Ровно 110 лет назад – в мае 1909-го – из ворот Русско-Балтийского вагоностроительного завода в Риге вышел первый автомобиль местного производства. Впоследствии «Руссо-Балт» стал самой известной дореволюционной российской автомобильной маркой
Основанное в 1869 году «Акционерное общество Русско-Балтийского вагонного завода в Риге» (РБВЗ), в начале ХХ века являлось одним из наиболее передовых и крупных предприятий Российской империи. Которое производило железнодорожные вагоны, стационарные двигатели, баржи, сельхозтехнику и даже трамваи.
В 1904-м, во время Русско-японской войны, было создано особое отделение по сборке военного обоза, а после войны руководству пришлось переориентировать производство. Тогда председатель правления Михаил Владимирович Шидловский и предложил начать выпуск автомобилей. Спрос на них рос из года в год, и идея представлялась весьма перспективной.
Первый автомобиль с надписью «Русско-Балтийский» на радиаторе официально был показан 27 мая 1909 года (по старому стилю). Журнал «Автомобиль» тогда отметил: «На днях на улицах Петербурга появилась коляска с кузовом гоночного типа, серого цвета, привлекшая всеобщее внимание своим изящным видом и русским национальным флажком у переднего щитка… Коляска эта построена Русско-Балтийским вагонным заводом в Риге для опыта и является первым в России детищем русского автомобильного производства, где каждая часть мотора, шасси и кузова построена в мастерских данного завода».
Кроме того, читателям сообщали, что машина оснащена 4-цилиндровый мотором мощностью 24 л.с. с карданной передачей и автоматической смазкой. Автомобиль проходил тестирование в Риге, затем своим ходом прибыл в Санкт-Петербург, преодолев 600 верст между городами за 8 часов и 2 минуты.
Чуть позже ассортимент был расширен благодаря кузовам ландоле, дубль-фаэтон и даже лимузин. Само предприятие считалось передовым: на конвейере были устроены самые лучшие по тем временам условия труда, были современные бытовые помещения, столовые, больница, а также школа для рабочих. Именно поэтому на РБВЗ не случалось забастовок, и даже в самые тяжелые времена он работал как часы.
К 1917 году, помимо производства в Риге, РБВЗ имел филиалы в Петрограде, Твери и Москве. Кстати, именно на Русско-Балтийском заводе выпускались и знаменитые самолеты «Илья Муромец» конструктора Игоря Сикорского.