2019-08-12 12:30+03:00
В Сети вспомнили про неудавшегося конкурента Lada Niva
В начале семидесятых среди советских автозаводов шло самое настоящее соревнование за возможность выпускать легкий и комфортный гражданский внедорожник.
Необходимость в такой машине давно была известна, попытки заполнить нишу обычными седанами, оснащенными полным приводом, к успеху не привели. Потребители хотели увидеть абсолютно новый автомобиль. Ижевский автозавод, несмотря на свою молодость, готовил свой вариант компактного внедорожника. ВАЗ-2121 еще находился на бумаге, когда Ижмаш собрал первый опытный образец своего внедорожника.
С виду и не скажешь, что это — плод работы конструкторского бюро, а не поделка гаражных умельцев. Однако эта несуразная коробка по большей части нужна была для испытаний агрегатов. А вот там было интересное решение.
Под капотом инженеры разместили 75-сильный мотор от Москвич-412. С ним в паре работала механическая коробка передач с раздаткой в одном корпусе, то есть, извечная проблема «Нивы» в виде вибраций от раздаточной коробки здесь просто устранена на этапе проектирования.
Управление трансмиссией осуществлялось всего одним рычагом, он же отвечал и за подключение переднего моста. Только блокировака межосевого дифференциала была вынесена на небольшой рычаг. Переднюю подвеску с небольшими изменениями взяли от «Москвича», а сзади своя, оригинальная, торсионная.
На испытаниях «ИЖ 5» с технической стороны показал себя в целом неплохо. Только после этого отечественные специалисты взялись за кузов. Над экстерьером работал Владимир Антонович Савельев, дизайнер Ижевского автозавода. Первый опытный образец в новом кузове появился в 1972-м и получил название «ИЖ-14».
Машина вышла своеобразной. Красивой её назвать сложно, но ведь это был промежуточный вариант. Техническая часть перекочевала с предшественника, за исключением подвески заднего моста. Ее решили сделать традиционной, на рессорах.
Передняя часть с крупными секциями габаритного огня и указателя поворотов. В то время подобной светотехникой мог похвастаться лишь «Комби», ИЖ-2125, который только-только стал а конвейер, был еще с хромированной облицовкой радиатора и прямоугольными фарами.
Салон простой, но по удобству, кажется, был не хуже чем у «Нивы». В 1974 году машина проходит испытания, причем сравнения проводятся и с опытным образцом будущего ВАЗ-2121.
На испытаниях Ижевский внедорожник проигрывает «вазовской» моделе по таким критичным параметрам, как управляемость и динамичность. Поэтому дальнейшие работы над ижевским внедорожником были прекращены, а один из опытных образцов сохранился до наших дней. Он находится в заводском музее, правда, свою аутентичность после реставрационных работ машина кое в чем потеряла. Решетка радиатора и светотехника изменились.