2020-06-18 09:04+03:00

Volkswagen уличили в краже технологий

Скандал вокруг кражи интеллектуальной собственности Opel компанией Volkswagen разгорелся в 1993 году с приходом в последнюю специалиста по сокращению и оптимизации производственных расходов Хосе Игнасио Лопеса.

Просто рассказать о промышленном шпионаже европейского автопроизводителя в данном случае было очень скучно и не правильно. Начать необходимо с описания главной фигуры этого действа — баска Хосе Игнасио Лопеса. Карьера Лопеса в концерне General Motors началась в 1980 году, когда его взяли на работу в отделение компании Opel, расположенное в Бильбао. Спустя несколько лет его переводят в головной офис компании, где Лопеса замечает новый президент GM в Европе Джек Смит. Уже в 1987 году Хосе Игнасио становится руководителем закупок всего европейского отделения General Motors, а спустя пять лет из-за смены руководства всего концерна Джек Смит становится его президентом, а Лопес занимает должность руководителя всеми закупками компании.

В чём же был так хорош Хосе Игнасио Лопес? Во-первых, он демонстрировал практически феодальную преданность Смиту. Так, во время одного из званных ужинов в Детройте, Хосе Игнасио демонстративно снял свои часы с левой руки и надел на правую со словами вроде «Буду испытывать неудобство до тех пор, пока американские отделения General Motors не выйдут в прибыль». То же самое проделал и Смит, а на следующий день все сотрудники концерна носили часы на правом запястье. Кроме этого Лопес буквально сражался за каждый цент при закупках комплектующих. Говорят, что он спокойно мог выкинуть уже подписанный договор, послать несколько сотен подчинённых на заводы поставщиков с тем, чтобы удешевить производство запчастей. Ко всему прочему Лопес даже указывал своим подчинённым, что им есть — постоянно твердил, что здоровью вредит жареная пища. По разным оценкам, экономия только лишь на закупках GM составляла от 2 до 10 миллиардов долларов.

Таким образом, General Motors к 1993 году стал самым большим и прибыльным автоконцерном мира. А дальше началась история, достойная сценария промышленного триллера. В начале февраля Лопес собирает производственное совещание, на котором требует ознакомить его с планами на новые модели компании Opel. В конце февраля на вопрос Смита о том, не собирается ли Лопес уйти в отставку, последний отвечает твёрдое «Нет». Через неделю снова собирается секретное совещание, на котором руководство компании обсуждает планы на выпуск моделей в ближайшие десять лет. На следующий день после окончания собрания Лопес приходит в свой офис и собирает вещи. Стоит оговориться, что в то время у GM не было практики заключать договоры с менеджерами высшего звена, так как считалось, что зарплаты General Motors попросту не позволят им «смотреть на сторону».

Дальше — больше. Лопес показывает правлению General Motors контракт, подписанный им с Volkswagen. На следующий день после личного разговора с Джеком Смитом, Хосе Игнасио соглашается остаться. Еще через два дня Смит получает записку от Лопеса со словами «Извините, я передумал» и улетает в Германию, где на следующий день его представляют правлению Volkswagen в качестве руководителя отдела закупок. Буквально через несколько часов после этого выясняется, что вместе с Лопесом свои посты покинули ещё семь человек. Еще через две недели становится понятно, что помимо своих преданных сотрудников Лопес увёз в Германию более 10 000 страниц документов, договоров по закупкам, инструкций и чертежей. Сообщается, что среди похищенного были не только проекты новых моделей, но также чертежи нового дизельного двигателя и многое другое. Вы только представьте — Лопес в течение месяца буквально ежедневно инициирует совещания, на которых просит рассказать ему о новых технологиях и планах на будущее, получает соответствующую документацию, а затем попросту увозит всё это с собой в другую компанию.

Все обвинения в адрес концерна Volkswagen в целом и Лопеса в частности отрицались в довольно жёсткой форме. До тех пор, пока летом 1993 года полиция не обнаружила в доме двух сбежавших менеджеров GM четыре коробки с документами с грифом General Motors. Скандал получил новый виток. Руководство Volkswagen вновь было обвинено в шпионаже, найденные материалы пытались получить и одна и другая сторона. В довершении всего к расследованию подключилось ФБР. Всё это время Volkswagen пытались увернуться от обвинений — сначала руководство концерна заявляло о том, что никаких секретных документов в тех материалов не было, затем, что эти бумаги им подкинули, а в конце — что сотрудники пытались уничтожить секретные документы, чтобы они не попали в руки инженеров Volkswagen.

За три года расследования Хосе Игнасио Лопес оставался на занимаемой должности, пока в конце 1996 года не подал прошение об отставке. В награду за свои заслуги он получил пособие в размере от 4 до 11 миллионов немецких марок, что на сегодняшний день соответствовало бы сумме в 2 — 5,5 миллионов евро. Самое интересное, что война двух огромных концернов вокруг промышленного шпионажа закончилась, по сути, ничем — Volkswagen выплатил смешной даже по тем временам штраф в размере 100 миллионов долларов, а также подписал договор с GM о закупке в течение последующих семи лет комплектующих на сумму один миллиард долларов. Сам же Лопес отделался штрафом в 280 000 долларов. В настоящее время бывший директор по закупкам работает в собственной консалтинговой компании Management Arriortua.