2020-07-20 13:18+03:00

Автомобили Spyker — живая классика

Нидерландская компания по производству роскошных автомобилей с претензией на спорт имеет несколько запутанную историю. Однако это не мешает ей выпускать очень интересные машины за очень большие деньги.

Существует мнение, что история компании Spyker началась ещё в 1898 году, когда два брата по фамилии Спейкер решили заняться производством автомобилей с бензиновыми двигателями. В год основания компании, инженеры построили свой знаменитый «золотой экипаж» для коронации голландской королевы Вильгельмины. Стоит отметить, что он до сих пор «жив» и используется по назначению. В 1903 году компания переименовывается в «Spyker» для облегчения выхода на международный рынок. Спустя ещё 22 года фирма объявляет себя банкротом и закрывается.

После 75 лет пребывания в небытии, права на название «Spyker» выкупают голландцы Виктор Мюллер и Мартен де Брайн. Кроме наименования был приобретён и слоган, который красуется на логотипе компании: «Nulla tenaci invia est via», что в переводе с латыни означает «Дорогу осилит идущий». Таким образом, с компанией конца XIX века современный Spyker связан лишь названием, слоганом, логотипом и местом происхождения. К слову о символе марки — он представляет собой автомобильное колесо «перечёркнутое» авиационным пропеллером и той самой надписью на ободе колеса. Авиационная запчасть на логотипе присутствует не случайно, дело в том, что во время Первой мировой войны компания объявила о сотрудничестве с авиационной фирмой Dutch Aircraft Factory и стала выпускать самолёты для военных нужд.

Спустя год после возрождения марки, Spyker показали свой первый автомобиль — модель Spyker C8 Spyder. Модель произвела фурор среди зрителей и получила «Премию Коруса за совершенную конструкцию». Здесь стоит начать расписывать конструкцию автомобиля, особенности его подвески, трансмиссии, шасси и мотора, но не в этом случае — почти всё это было позаимствовано у других марок — шасси от спорткаров Lotus, мотор — от Audi и так далее. Главной особенностью машины стали уникальный внешний вид, качество материалов и отделки салона, а также комфорт, который пассажир и водитель испытывают, находясь внутри автомобиля.

Что же представлял собой Spyker C8 Spyder? Это был двухместный среднемоторный кабриолет с задним приводом и короткой, но очень широкой колёсной базой. Уже при первом взгляде на модель можно догадаться о том, что собирали её на авиационном заводе. Передняя часть кабриолета была выполнена в стиле автомобилей марки Jaguar, такой эффект достигался за счёт похожей оптики, мелкоячеистой решётки радиатора, противотуманок, спрятанных глубоко в бампере и воздухозаборников на капоте. Задняя часть машины имела сходство с популярным в начале 2000-х Lamborghini Diablo за счёт похожих фонарей и резких линий кузова. Однако, если присмотреться, то отличий от суперкар здесь достаточно много. Так, внимание к себе привлекают патрубки выхлопной системы, расположенные выше линии бампера и выполненные из алюминия. Их размер и толщина стенок таковы, что на срезе труб можно увидеть слоган компании!

Модель имела интересное решение с лобовым стеклом, которое плавно перетекало на боковые стёкла. К слову, последние были разделены на две горизонтальные части, нижняя из которых могла открываться на манер форточки у старых самолётов. Spyker C8 Spyder, несмотря на отсутствие крыши, имел двери гильотинного типа, которые открывались вверх на манер тех же Lamborghini. Кроме всего прочего, многие кузовные элементы были выполнены из алюминия, и не простого, а, как заверял производитель, авиационного. Например, из алюминия были сделаны боковые зеркала, которые имели вид застывшей на сильном ветру капли, а также приёмная часть воздухозаборников.

Казалось бы, в наши дни, когда практически в любом крупном городе есть ателье по пошивке и переделке салона автомобилей, уникальным интерьером никого не удивишь. Но вы только загляните внутрь Spyker C8! Сидения обшиты дорогой и качественной кожи неизвестного животного, уникальный четырёхспицевый руль, правда, на первых экземплярах, приборная панель из алюминия и классические приборы. Кроме того, любая функция в этом автомобиле, будь то стеклоподъёмник или подогрев сидений, активируется при помощи тугого тумблера. А ещё, везде видны заклёпки, на которых всё это держится.

А теперь посмотрите на рычаг КПП. Модель оснащалась как классической механикой, так и не менее классическим «автоматом», но и там и там внимание привлекала реализация процесса переключения или перевода селектора КПП в тот или иной режим движения. Мало того, что ручка выполнена из цельного куска алюминия, так она ещё и крепится на металлической штанге, проходящей через весь салон и ничем не прикрытой. В дополнении к этому эксклюзиву есть педали, которые, судя по всему, были взяты с какого-то старого истребителя.

Что касается технической части, то здесь всё просто — в движение Spyker C8 приводился 4,2-литровым атмосферным мотором Audi на 420 л.с. Позже появилась более мощная версия этого же силового агрегата с наддувом с отдачей более 600 сил. При массе в 1 300 кг кабриолет разгонялся с места до 100 км/ч за 4,5 секунды и имел максимальную скорость в 300 км/ч. Всего было выпущено 7 модификаций этой модели. Общий тираж составили примерно 300 экземпляров. Стоимость каждого из них могла доходить до 400 000 долларов.

За всю свою историю, официальную и неофициальную, марка Spyker дважды принимала участие в гонке «24 часа Ле-Мана». В 2002 году на трассу выехал Spyker C8 Double 12R, но спустя 14 часов гонки выбыл из неё из-за поломки. Год спустя этот же автомобиль вновь выходит на трассу и приезжает 10-м в общем зачёте. В 2006 году компания покупает команду Midland F1 Racing для участия в гонках Формулы-1, которая в первый год занимает 10-е место, а уже в 2007 году продаётся индийскому бизнесмену. В 2010 году Spyker ненадолго выкупает у американского концерна General Motors бренд Saab, который впоследствии продаёт китайцам.

В настоящее время компания Spyker находится в «спячке» — официальный сайт функционирует, но в ограниченном режиме. Количество дилеров по всему миру сократилось до 12 салонов, 7 из которых находится на территории США. Сторонние проекты, такие как велосипед на титановой раме или хронографы под собственным брендом также не производятся.