2020-07-22 12:53+03:00
Caterham — самые «весёлые» автомобили в мире
История этой британской компании относительно коротка и незамысловата — за почти 60 лет существования инженеры фирмы выпускают различные версии одной и той же модели.
Скромная история марки, а также самый маленький в мире модельный ряд автомобилей, не смогут перечеркнуть удовольствия от вождения, а также того восторга и вместе с тем страха, который испытывает водитель при разгоне маленького спорткара без крыши. Что же представляет собой Caterham? Эта небольшая компания была основана в 1957 году Колином Чепменом — британским конструктором и по совместительству основателем другой, более известной фирмы — Lotus. В то время Lotus выпускала довольно странный по нынешним меркам, но от того не менее легендарный спорткар Lotus 7.
Автомобиль выглядел как пришелец из прошлого — низкий, с круглыми фарами, установленными на передних очень широких крыльях, передние колёса, которые практически не были ничем закрыты и ветровое стекло от автомобилей времён Первой мировой войны. «Фишкой» этой модели стала её доступность — автомобиль продавался в виде машинокомплектов. Таким образом, клиент покупал большой конструктор и по инструкции сам собирал себе спортивную машину. Это позволило производителю не только сэкономить на процессе сборки, но и избавить покупателя от уплаты налога. В 1958 году Lotus 7 официально оценивался в 1 250 долларов за полный комплект.
Так вот, компания Caterham изначально была всего лишь на всего дилером Lotus по продажам тех самых машинокомплектов. Спустя два года после начала продаж, спорткар пережил обновление, а в 1966 году в связи с переездом на другой завод Lotus принимает решение свернуть производство «семёрки». Однако руководство Caterham делает очень большой заказ на эти машины и компании не остаётся ничего, кроме как выполнить его и продолжить развивать модель. В 1973 году из-за неудач с четвёртым поколением Lotus 7, Caterham изъявили желание купить права на производство этих спорткаров.
Таким образом, с 1973 года компания Caterham начинает производство третьего поколения Lotus 7 под собственным именем Caterham 7. Автомобиль до сих пор имеет точно такую же внешность, как у оригинального спорткара, но за почти 50 лет производства в машинах полностью поменялась начинка, причём несколько раз. К слову, в честь оригинальной модели был сделан логотип новинки. Изначально машины оснащались простенькими атмосферными моторами с отдачей в 75 — 90 л.с., которые работали в паре с 3- или 4-ступенчатой механикой. Однако таких характеристик вполне хватало для весёлого времяпрепровождения. При массе автомобиля в пределах 500 кг, спорткар обладал достойной динамикой: около 9 секунд с места до 100 км/ч, а отсутствие крыши, близость водителя к асфальту и колёса, которые были видны из любого места кабины, делали вождение чем-то особенным. Кроме того, кузовные детали были выполнены из тонких пластин алюминия, что не добавляло чувства безопасности.
В настоящее время Caterham выпускает восемь версий той самой «семёрки». В год собирается около 1 100 машин, примерно 400 из которых выпускают по лицензии голландская фирма Donkervoort и английская Westfield. Часть из этих машин всё также предлагается в виде конструктора. Серийные Caterham 7 дочерних предприятий оснащаются 1,8-литровыми двигателями Zetec. Однако это не помешало британцам «впихнуть» под капот родстера огромный V8 от Range Rover. Так или иначе, но самая простая из продающихся в настоящее время модификаций Caterham Seven 160 оснащается мотоциклетным мотором Suzuki на 80 л.с. и разгоняется с места до 100 км/ч всего за 6,9 секунды.
Следом идёт Caterham Seven 270 с 1,6-литровым двигателем Ford на 135 л.с., что позволяет ему набирать первую «сотню» уже за 5 секунд. Топовая конфигурация Caterham Seven CSR приводится в движение 2,3-литровым турбомотором Ford на 260 сил. В таком автомобиле водитель катапультируется до 100 км/ч всего за 3,1 секунды, а разгоняется такой автомобиль до 249 км/ч максимальной скорости. Стоит только представить, какие эмоции испытывает человек, сидя за рулём такого спорткара и даже у тебя дух захватывает. Не зря машины Caterham так нравились старым ведущим ТВ-передачи Top Gear.
В 2010 году компания решает принять участие в гонках Формулы-1 под именем Lotus Racing. В 2011 году вместе со сменой владельца, команду переименовывают в Team Lotus, а в конце того же сезона команда снова меняет название на Caterham F1 Team. В 2012 году одним из ключевых партнёров команды стала российская компания «Вертолёты России», а российский пилот Виталий Петров подписал с Caterham F1 Team контракт. В 2015 году команда из-за трудностей с финансированием была продана с аукциона. Лучшим результатом в гонках Формулы-1 стало 10-е место.
Одновременно с этим, Caterham в 2013 году представляет прототип обновлённого родстера Caterham AeroSeven, который мог перевернуть рынок спортивных автомобилей благодаря своей доступности и использованию наработок команды Формулы-1. Спорткар оснащался 240-сильным турбомотором, имел более продуманный аэродинамический дизайн, механическую коробку передач и систему контроля тяги. Стоит отметить, что проект так и остался концептом. В настоящее время компания принадлежит малазийскому холдингу и продолжает выпускать спорткары, в том числе и в виде машинокоплектов. Сейчас стоимость базовой версии Caterham Seven 160 составляет 33 000 фунтов стерлингов, что соответствует сумме примерно в три миллиона рублей.