2020-08-14 14:10+03:00

Russo-Baltique Impression доказал, что русские умеют делать автомобили

Сегодня речь пойдёт об автомобиле, собранном российскими энтузиастами лишь в одном экземпляре. В своё время прототип удивлял журналистов и автомобильных экспертов на всевозможных выставках, однако серийное производство роскошной модели так и не было налажено — мечты создателей разбились о суровую действительность.

Последние лет 30 в нашей стране считается хорошим тоном поругать отечественный автопром. Сейчас это происходит, скорее по инерции, ведь автомобили того же ВАЗа изменились до неузнаваемости, а внедорожники УАЗ хоть и используют устаревшие агрегаты и узлы и страдают от некачественной сборки, но всё же могут похвастаться своей надёжностью и способностью заехать по бездорожью очень далеко. В своей недавней статье о суперкарах Marussia мы пришли к выводу, что компанию погубили амбиции и ошибки в управлении, но ведь сами автомобили были очень перспективными. Примерно то же самое произошло и с возрождённой в начале 2000-х маркой Руссо-Балт, но давайте обо всём по порядку.

Если начать искать историю компании Руссо-Балт, мы наткнёмся на очень длинный очерк об основанном в Риге в 1874 году Русско-Балтийском вагонном заводе. Предприятие выпускало паровые и конные молотилки, сеялки, плуги и прочую сельскохозяйственную технику, а также керосиновые двигатели внутреннего сгорания, вагоны различного назначения, военные машины, а позже — даже аэропланы и автомобили. По меркам того времени это был очень крупный завод, который располагался на 20 гектарах и давал работу более чем 4 000 человек. В 1908 году Русско-Балтийский завод начал производить автомобили. Стоит отметить, что первые машины, сошедшие с конвейера РБВЗ, имели в своём распоряжении вполне себе передовые технологии — момент передавался на задние колёса при помощи карданного вала, а не цепной передачи, а картеры коробки передач и двигателя отливались из алюминия.

За первые шесть производства автомобилей заводу удалось выпустить примерно 560 экземпляров. Самым массовым из них стал С24, который разошёлся тиражом в 350 машин. Среди выпускаемых моделей была даже одна спортивная — К12-30, которая оснащалась 30-сильным 2,4-литровым мотором и могла разгоняться до 105 км/ч. С началом Первой Мировой войны РБВЗ начал производство бронемашин для нужд армии. Последнее упоминание о производстве датируется 1923 годом, когда завод перепрофилировался в сборку самолётов.

А теперь перейдём к главному — современной истории этого предприятия. В 2002 году российское тюнинг-ателье A Level предприняло попытку создать российский роскошный спорткар. В качестве дизайнера был приглашён Звиад Циколия — именно его проект победил в конкурсе. Первоначально предполагалось, что будущий автомобиль будет выпускаться под именем A Level, однако трудности в регистрации натолкнули владельцев компании на мысль о покупке прав на автомобильный бренд — им стало имя Русско-Балтийского вагонного завода. Для упрощения понимания за рубежом старому названию провели ребрендинг, в результате чего получили Russo-Baltique, а сам прототип назвали Impression.

Разрабатывать собственную платформу для автомобиля в те времена было делом очень сложным и затратным, поэтому новинку решили строить на базе уже имеющегося авто. Выбор создателей пал на Mercedes-Benz CL65 AMG с 6-литровым мотором V12 с двумя турбинами, автоматической коробкой передач и пневмоподвеской. Для достижения необходимых пропорций колёсную базу конечного продукта пришлось увеличить на 25 см, объём работ был проделан колоссальный. Кузов Impression был изготовлен из углеволокна, что и сейчас влетело бы компании в копеечку, а уж в те времена такие технологии стоили огромных денег. В ходе работ специалистам пришлось признать, что своими силами они не справляются и в качестве партнёра была выбрана немецкая компания Gerg, которая специализировалась на производстве компонентов для автомобилей, участвующих в гонках DTM и Формула-1.

Дизайн кузова Russo-Baltique Impression был выполнен в стиле спорткаров 30-х годов — дутые формы гармонично сочетались с закрытыми задними колёсными арками и 21-дюймовыми колёсными дисками. Вся оптика в автомобиле имела светодиоды, а панорамная крыша плавно перетекала в лобовое стекло. К слову, изначально предполагалось, что крыша и стекло будут представлять собой единое целое, однако такое решение было очень дорого и инженеры соединили эти компоненты небольшим переходом. По желанию пассажиров, крыша могла затемняться. Салон суперкара был отделан алюминием, кожей и эксклюзивной породой дерева под названием зебрано.

Весной 2006 года готовый автомобиль был представлен на конкурсе красоты Concorso d`Eleganza Villa d`Este в Европе, где собрал тысячи восторженных отзывов. Через год Impression предстал перед широкой публикой на Женевском автосалоне, где стенд с автомобилем располагался напротив стендов Italdesign, Koenigsegg и Lotus. Качество изготовления прототипа, его внешний вид, использованные материалы отделки салона и уникальные по тем временам двери, привлекли к автомобилю массу внимания. Кстати о дверях — они не имели классических ручек и открывались против движения машины. Открытие происходило при помощи наружных зеркал заднего вида, которые выступали в качестве ручек и имели встроенный электромагнитный замок.

Именно на Женевском автосалоне руководству возрождённого Russo-Baltique поступило два предложения о покупке Impression. На тот момент автомобиль оценивался создателями в 1,8 миллиона долларов, а получение суммы в 3,6 миллиона, а также согласие клиентов ждать своих машин столько, сколько потребуется, затмило разум руководству компании. Стоит ли говорить, что даже мелкосерийное производство автомобилей — это очень затратное дело. Инженерам необходимо было устранить уже известные недочёты конструкции, выявить новые слабые места, возможно, сменить донора или пройти через все те круги ада, через которые они прошли, растягивая колёсную базу. Вкупе с разногласиями в верхушке компании, состоянием здоровья генерального директора и другими трудностями компанию решено было закрыть.

В настоящее время компания Russo-Baltique всё ещё существует. Коллектив был распущен, руководство стало заниматься сторонними проектами, а права на бренд остались у главного идеолога проекта. Автомобиль Impression существует в единственном экземпляре и даже иногда выезжает на дороги общего пользования. В конце хочется выразить надежду на то, что российские инженеры и предприниматели не оставят попыток создать свой собственный уникальный автомобиль, который будет пользоваться хоть и небольшим, но всё-таки спросом и который будет нестыдно привезти на европейскую выставку для того, чтобы собрать там восторженные отзывы иностранных журналистов.