2020-11-20 08:31+03:00
«Волгабас» начинает выплачивать долги
17 ноября Арбитражный суд Москвы утвердил мировое соглашение между ПАО «Восточный Экспресс банк» (основной кредитор «Волгабаса») и группой компаний, выступающих как ГК «Волгабас» (всего семь юридических лиц).
Соглашение представляет собой очередную реструктуризацию долга «Волгабаса» упомянутому банку. С тем отличием, что ответственность за погашение на себя взяло ООО «Национальный оператор общественного транспорта» (НООТ) — структура, некогда аффилированная с «Волгабасом». Общая сумма долга в размере 2 193 645 120 рублей должна быть выплачена по утверждённому графику до сентября 2025 года. То есть, НООТ должен платить банку по 440 млн руб в год.
Напомним, что лизинговый оператор НООТ совсем недавно ещё принадлежал тому же банку «Восточный» и его акционеру Артёму Аветисяну. Вообще, у НООТа было множество совладельцев (состав акционеров менялся 41 раз за последние пять лет!) и до некоторого времени он на 95,1% принадлежал Волгабасу (через ООО Трой) и только на 4,99% — банку Восточный. Но в октябре началась чехарда со сменой учредителей, в итоге НООТ перешёл к банку Восточный. А 11 ноября произошла ещё одна рокировка: банк (в лице ПАО «Восточный Экспресс банк» и ООО «Восток-капитал») вышел из числа учредителей. Теперь этой фирмой владеют два ООО — Реновация (99%) и ВБГ (1%). Что касается ВБГ (Волгабас Групп), то тут всё понятно, доля его символична.
А стоит за ней дуумвират Дмитрия Стрежнева и Леонида Бондаренко. То есть ровно тех лиц, которых мы в недавней большой публикации по Волгабасу называли новыми совладельцами автобусного холдинга.
Цепочка юридических лиц распутывается несложно: ООО «Реновация» в равных долях учреждена двумя другими ООО — «ЛК Мегаполис» и «Мидстрим Групп». Так вот, у первой фирмы учредителем значится Леонид Бондаренко, владелец транспортной фирмы Питеравто, а у второй — Дмитрий Стрежнев, владелец концерна «ОМГ» (Объединённая машиностроительная группа). Они же де-факто взяли на себя обязательства по долгам Волгабаса перед банком Восточный на 2,2 млрд рублей. Это совокупный долг по 16 кредитным договорам и одному соглашению, именно он сковывал деятельность Волгабаса, делая её непредсказуемой. Дело в том, что банк в любой момент мог потребовать реализации залогового имущества (здания, оборудование и т.д.), что привело бы к банкротству и ликвидации «Волгабаса». Теперь этот риск нивелирован соглашением с НООТ.
Юридически входя в капитал НООТ и беря на себя выплату долгов Волгабаса, Стрежнев и Бондаренко не становятся владельцами автобусного холдинга. Но обращают на себя несколько пунктов в конце вышеупомянутого мирового соглашения. Там говорится об обязательстве сторон уступить часть прав требований от банка к ООО «Реновация», а так же заключить договор цессии (соглашение по отчуждению прав на кредиторскую задолженность) между банком и двумя юридическими лицами Волгабаса. Всё это с высокой вероятностью означает хитрую схему покупки Волгабаса через выкуп его долгов.
Долг перед банком «Восточный» — не единственный у Бакулиных, общая сумма их задолженностей оценивается примерно в 7 млрд руб. Соответственно, можно ожидать, что учредители ООО «Реновация» продолжат скупку долгов с последующим предъявлением их Алексею и Анатолию Бакулиным в качестве платёжного средства за акции «Волгабаса».
Остаётся открытым вопрос, какова будет итоговая юридическая конструкция «Волгабаса»: кому какая часть отойдёт и кто будет руководить заводами. По неофициальным данным, Дмитрий Стрежнев планирует получить контрольный пакет. Как будет распределены оставшиеся акции — нам неизвестно.