2021-04-28 14:22+03:00
Представлена динамика российского и европейского авторынков в 2021 году
Меры по сдерживанию COVID продолжают вносить корректировки в покупательскую способность на российском и европейском автомобильных рынках. Спустя год после резкого падения спроса, Россия вышла на стандартные объемы сбыта. В феврале 2021 года количество проданных «с конвейера» автомобилей даже выросло на 0,8%, в отличии от европейских стран: в Германии спрос упал на 19,0%, во Франции — 20,9% и в Испании на 38,4%.
Авторынки России и Европы начали 2021 год с падения. Несмотря на то, что низкая активность среди покупателей автомобилей характерна для января, по данным Ассоциации европейского бизнеса продажи в России снизились на 4,2% по сравнению с первым месяцем прошлого года. Общее количество регистраций автомобилей в Европейском союзе также сократилось на 21,7%.
Спрос упал во всех странах Европы. Наибольшим образом пострадала Испания, где продажи по сравнению с январем прошлого года снизились почти вдвое: зафиксировано падение рынка на 44,6%, за ней последовали Германия — 25,1%, Франция — 14,2% и Италия −13,1%.
Впрочем, еще в январе председатель комитета автопроизводителей АЕБ Томас Штэрцель предрекал России планомерный рост. Так и вышло — стабильный спад продлился с середины декабря по конец января, а февральские показатели по российскому рынку выдали позитивную динамику. По данным Russian Automotive Market Research в марте «российская пятерка» демонстрировала относительную стабильность:
По данным исследования, первую строчку традиционно удерживает Lada, за первый квартал 2020 года было продано 79,6 тыс. единиц, а за аналогичный период в 2021 году — 83 900 автомобилей (+5%). Вышел в ноль концерн КIA с продажами автомобилей в количестве 51 900 ТС в 2020 году в период с января по март, для сравнения в 2021 году было продано 51 600 единиц.
Концерны Hyundai, Renault и Toyota за первый квартал в 2021 году по сравнению с аналогичным периодом в 2020 году потеряли 4, 5 и 15% продаж соответственно: Hyundai 40,1 — 41,6 тыс. единиц, Renault 30 400 — 32 100 автомобилей, Toyota — 23,3 — 27,2 тысяч автомобилей.
По данным исследования в 2021 году в период с января по март существенно выросли продажи автомобильного бренда CHERY, по предварительным итогам, в 370%: в 2020 году за этот период было продано 1,7 тыс единиц напротив продажи 6 300 автомобилей в 2021 году.
Представители СберАвтопарка отмечают повышенный интерес пользователей операционного лизинга к следующим моделям транспортных средств в 2020 году: Renault, Škoda, Lada. Потребители отдавали предпочтение отечественным автомобильным маркам, поэтому соотношение отечественных авто и иномарок в автопарке составило 66% и 34% соответственно.
В России продолжает расти доля новых автомобилей, приобретенных в кредит. По данным агентства Russian Automotive Market Research, после спада в 2019 году, россияне вновь вернулись к заемам. Для сравнения в 2019 году доля легковых автомобилей, взятых в кредит, составляла 45% от всех продаж, и уже за первые два месяца 2021 года этот показатель достиг 48,5%. Наиболее популярными способами финансирования покупки остаются автокредит и наличные/потребительский кредит, однако растет и доля лизинга. За первые два месяца 2021 года это 8,2% легковых автомобилей от общего объема продаж, за весь прошлый год доля лизига составила 9,6% (аналогично — от общего объема продаж). Показатель 2019 года — 9,4%.
Причиной роста лизинга в России в 2020 году стала лояльность компаний, предоставляющих услугу. Например, СберАвтопарк существенно пополнила свой автопарк в 2020 году по сравнению с 2019 годом — клиентский портфель увеличился в 7 раз. Также услуги для сегмента малого и микро-бизнеса операционного лизинга от СберАвтопарка стали доступнее.
Европейская индустрия лизинга и аренды автомобилей не избежала общего спада. Как показывают результаты двухгодичного статистического обзора Leaseurope за 2020 год, в первой половине 2020 года европейский лизинговый рынок пережил спад по всем основным категориям активов. Общий объем лизинга в первой половине 2020 года составил 125,6 млрд евро, что на 24,1% ниже, чем за тот же период 2019 года. Лизинг транспортных средств и оборудования сократился на 27,8% и 17,1% соответственно. Спад в лизинговом бизнесе был широко распространен во всех европейских странах.
Тем не менее в марте в 2021 году, рынок ЕС прибавил обороты в продажах по сравнению с этим же месяцем в 2020 году. Например, продажи бренда Jeep в марте 2020 года составили 4 463 единиц по сравнению с мартом в 2021 году — 15 192 автомобилей, то есть продажи были увеличены на 240%. Наиболее высокие показатели в приросте продаж в Европе продемонстрировал бренд Lancia: по сравнению с мартом 2020 года (517 единиц) в третьем месяце 2021 года продажи были увеличены на 885% (было проданы 5 094 автомобилей).
В целом, статистика демонстрирует, что по количеству продаж в Европе за март 2021 года автомобильные бренды распределились следующим образом:
- Volkswagen 147 055 автомобилей
- Peugeot 88 533 автомобилей
- Mercedes-Benz 85 480 автомобилей
- BMW 80 702 автомобилей
- Toyota 76 679 автомобилей
Несмотря на то, что европейский авторынок еще далек от докризисного уровня, на сегодняшний день лидером по реализации автомобилей остается Германия, далее следуют Италия, Франция и Великобритания, а замыкает ТОП-5 Россия. Согласно прогнозам АЕБ, по итогам 2021 года в России будет продано 1 млн 632 тыс. легковых и легких коммерческих автомобилей. Это означает, что к концу года рынок вырастет на 2,1%.