2021-11-25 14:44+03:00

Что такое иммобилайзер, и как он помогает защитить автомобиль

В этой статье мы объясним, что делает иммобилайзер, и как он помогает защитить ваш автомобиль от угона.

Иммобилайзер (иммобилизатор), впервые появившийся в 1992 году, представляет собой устройство безопасности, функция которого — препятствовать запуску двигателя и передвижению на автомобиле при попытке угона. Собственно, основная функция иммобилайзера скрыта в его названии — с английского слово immobilizer переводится как «обездвиживатель». Включение и выключение иммобилайзера должно быть доступно только хозяину автомобиля. Как правило, для этой цели используется электронный кодовый ключ; менее распространены модели с ручным набором кода.

Практически любой современный автомобиль имеет штатный иммобилайзер. Однако поскольку угонщики овладевают различными методиками угона автомобилей со штатной противоугонной системой, владельцы обычно устанавливают собственную противоугонную систему, чаще всего имеющую свой блок иммобилайзера. Некоторые версии таких иммобилайзеров позволяют несанкционированно заводить мотор, который через некоторое время глохнет. В состав дополнительных иммобилайзеров могут входить как обычные реле, так и сложные устройства, маскирующиеся под безобидные штатные блоки, что затрудняет их поиск и отключение. Существуют иммобилайзеры, работающие без разрывов электрических цепей, — CAN иммобилайзеры. Блокирование работы двигателя в таком случае происходит в результате отправки определенных сообщений по локальной CAN-шине автомобиля, создавая тем самым помехи.

Почти все типы иммобилайзеров имеют функцию автоматической постановки на охрану по истечении определённого срока (тайм-аут), во время которого не производилось каких-либо действий человеком. При разрушении иммобилайзера или несанкционированном отключении, системы автомобиля остаются заблокированными.

Как работают иммобилизаторы?

Перед тем как завести машину, владелец должен вставить кодовый ключ в специальное гнездо, обеспечив тем самым считывание кода системой иммобилайзера и выключение блокировки, либо разместить бесконтактную электронную «метку» (транспондер с соответствующим чипом) в зоне действия антенны системы иммобилайзера. В системах с ручным набором кода для того, чтобы выключить иммобилайзер, необходимо ввести установленный владельцем код.

Когда вы заводите автомобиль с помощью ключа, брелок или ключ сам отправляет код в электронный блок управления автомобиля или «ЭБУ», который позволяет двигателю запуститься. Он делает это путем активации микросхемы внутри ключа, которая, в свою очередь, отправляет двоичный код в «ЭБУ», позволяя двигателю запуститься и автомобилю двигаться. Если код, отправленный от ключа к электронному мозгу автомобиля, неверен, то ЭБУ не позволит двигателю запуститься, обычно путем отключения некоторых компонентов, жизненно важных для запуска автомобиля, таких как топливо, зажигание или стартер. Автомобиль оказывается обездвижен.

Штатные иммобилайзеры могут иметь как статический, так и плавающий двоичный код. Последний необходим для затруднений угонщику при подборе радиосигнала для разблокировки, так как разрешающая последовательность «плавает». Большинство иммобилайзеров при обнаружении неправильного кода или отсутствия кода, используемого для запуска автомобиля, активируют сигнализацию. Некоторые системы в новых элитных автомобилях также будут сигнализировать охранной фирме о попытке кражи. Охранная компания уведомит владельца по телефону и попросит подтвердить, что его нет в автомобиле, и что попытка кражи действительно имеет место.

Насколько безопасны иммобилизаторы?

С момента своего появления иммобилайзеры помогли снизить уровень преступности, связанной с автомобилями. Согласно исследованию, проведенному Экономическим журналом в 2016 году, наличие иммобилайзера сократило количество угонов автомобилей примерно на 40% в период с 1995 по 2008 годы.

Хотя некоторые системы иммобилайзера можно обойти, и они имеют известные слабые места, они являются или должны рассматриваться как часть системы безопасности автомобиля для предотвращения кражи. В большинстве случаев обход иммобилайзера происходит на автомобиле, а не на ключе, который отправляет код в ЭБУ, а изощренность современных систем очень затрудняет угон автомобилей без ключа.

В последнее время появление систем бесключевого доступа и запуска на современных автомобилях вызвало рост так называемых «релейных краж», когда воры использовали устройства для копирования кода, выдаваемого ключом автомобиля, и транслировали его, чтобы обмануть электронику автомобиля, заставляя ее думать, что ключ присутствует. Это позволяет им завести машину и уехать без включения иммобилайзера. Производители последних моделей предприняли шаги, чтобы затруднить кражу реле, но обеспокоенные автовладельцы могут хранить ключи от машины в чехле Фарадея, экранирующей сигнал, для повышения безопасности.

Сумка Фарадея — это сумка, состоящая из наружного слоя нейлона с пенопластовой подкладкой и двух слоев специально разработанного радиочастотного защитного материала. Когда вы помещаете в нее такие устройства, как мобильные телефоны, GPS, ноутбуки или планшеты, они не могут принимать или передавать радиочастотные сигналы.

На что следует обратить внимание покупателям автомобилей?

Лучше всего спросить производителя или продавца, какая система безопасности установлена на автомобиле. Хорошим эталоном для сравнения различных систем являются категории безопасности автомобилей Thatcham (от 1 до S7), которые оценивают различные типы систем безопасности. Чем выше уровень Thatcham, тем безопаснее автомобиль.

Несмотря на эти сложные системы безопасности, установленные производителями, вы всегда должны быть осторожны и заранее думать о безопасности вашего автомобиля, чтобы снизить вероятность угона. Паркуйтесь в оживленных местах, храните ключи от машины в безопасности и будьте в целом бдительны, когда находитесь рядом с автомобилем.