2022-03-11 10:24+03:00
Автопром России ждут простои в международной изоляции
Еще не до всех дошло, что российская промышленность практически ничего не может производить в условиях международной изоляции. При этом автопром «встанет» первым. «Ъ» попытался разобраться, когда это произойдет и смогут ли российские предприятия выжить под санкциями.
По состоянию на 10 марта в России из 14 крупных автопроизводителей на территории РФ продолжили свою деятельность заводы только четырех: УАЗа, Nissan, калужского «ПСМА Рус» (там выпускаются машины Mitsubishi и Stellantis), а также китайского Haval. Правда ранее Nissan уже заявил о приостановке завода с 14 марта из-за перебоев в поставках компонентов. Также говорилось и о продолжении выпуска продукции «Мазда Соллерс» на Дальнем Востоке, хотя японские СМИ писали о прекращении поставок комплектующих, что бстро опровергла российская пресс-служба. «Автотор» заявляет о работающем выпуске Hyundai-Kia, тогда как производство BMW остановлено. Stellantis сегодня объявил о том, что столкнулся с нехваткой компонентов и также вынужден заморозить производство.
Ряд предприятий надеется возобновить работу в самые ближайшие дни, но большинство даже не берутся прогнозировать этого. Срок продолжения работы сильно зависит от объема склада компонентов или машкомплектов, и, как отмечает один из источников «Ъ», даже все еще работающие предприятия «могут встать в любой момент». Например, АвтоВАЗ объявил о возобновлении работы с 14 марта, но только на двух линиях и только в течение нескольких дней, после чего опять отправится в простой.
При этом автопроизводители не спешат объявлять о прекращении деятельности в нашей стране по политическим мотивам, указав в качестве причин в основном логистические сложности. Это резко контрастирует, например, с закрытием производства General Motors в 2015 году.
Больше всего на рынок оказывают влияние проблемы в логистике, волатильность курса, закон об обязательной продаже валютной выручки, санкционные ограничения и военные действия на Украине. Однако по данным «Коммерсанта», компании все еще питают надежду на восстановление логистики. Что касается влияния санкций, то последствия для поставок в Россию, в частности электронных компонентов, сейчас не понимают даже эксперты из числа традиционно отечественных автопроизводителей. По некоторым данным, ограничения на прямую не запрещают ввоз электроники для автопрома. При этом крупнейший мировой поставщик полупроводников TSMC уже сообщил, что будет исполнять санкции.
Авторитейл тем временем продолжает продажи: у дилеров остаются склады новых автомобилей приостановивших работу брендов, а также машин китайских автоконцернов. Аналогичная ситуация и на вторичном рынке. По данным Drom.ru, на последней полной неделе февраля каждый второй продавец перед выходными поднял цену на 20–30%, но в субботу—воскресенье произошла умеренная коррекция стоимости. В итоге с 24 февраля по 4 марта цены на машины в России выросли в среднем на 15%, средняя стоимость достигла 1,5 млн руб. Средняя стоимость подержанных машин превысила 1 млн руб., а новые машины в среднем стоят около 2,7 млн руб., говорят там.
При этом в правительстве РФ пока не спешат с поддержкой автопрому, поскольку, видимо, сами не полностью оценивают масштаб бедствия. Однако разрабатывается комплексный план помощи бизнесу. По мнению источников «Ъ», вероятнее всего, он коснется только традиционно отечественных автозаводов. Например, отсрочка уплаты утильсбора, согласно постановлению от 4 марта, коснется только подсанкционных компаний, а также тех, у кого численность сотрудников в 2021 году превышала 3 тыс. человек.
Так, отсрочку в уплате утильсбора до окнца нынешнего года могут получить заводы «Урал» (входит в ОМГ Дмитрия Стрежнева), группа ГАЗ Олега Дерипаски, УАЗ (входит в «Соллерс Авто» Вадима Швецова), КамАЗ и АвтоВАЗ, «а также их дочерние и зависимые организации», говорят в министерстве. Однако источник «Ъ» в министерстве указал, что другие компании могут обратиться за такой мерой и предложение будет рассмотрено.
Между тем, в случае продолжения санкционной политики иностранных государств, россияне смогут расчитывать на производство только двух моделей АвтоВАЗа, и тех в не самых богатых комплектациях, причем со старыми двигателями и трансмиссиями. Речь идет о Lada Granta (СКП Kalina) и Niva (СКП). Также может продолжиться выпуск УАЗов и китайских Haval, говорит Дмитрий Бабанский из SBS Consulting. О разработке новых моделей и речи быть не может, поэтому даже тольяттинскому автогиганту придется перенести старт продаж новой Lada Vesta.
Нынешняя ситуация показала, что проводившаяся последние 15 лет политика локализации оказалась неэффективной, говорит источник «Ъ» в аналитическом сообществе. Даже при использовании компонентов, поставляемых находящимися в РФ иностранными поставщиками, производства начали останавливаться. Гражданский автопром слишком зависим от глобальных цепочек поставок, несмотря на то что модели АвтоВАЗа, Hyundai Solaris, Kia Rio и Volkswagen Polo показывали высокую планку баллов за локализацию. Это связано и с отсутствием запусков новых моделей традиционно российских автомобилей в последние годы.
Российский экономический сектор оказался под серьезным давлением со стороны других стран — новые санкции подразумевают почти полный запрет на ввоз высокотехнологичных товаров из-за границы. Кроме того, курс национальной валюты рухнул, «просев» сразу на более чем 30%. Это также усложнит импорт товаров в Россию, а цены сразу поползут вверх.
Как отметили опрошенные изданием speedme.ru эксперты, главной проблемой для автопрома станет уход зарубежных компаний с рынка РФ. Это значительно снизит количество предложений новых машин, а российские компании не смогут компенсировать этот провал. Тем более, учитывая степень локализации машин Lada и УАЗ, детали для их сборки закончатся очень быстро, а производства, соответственно, встанут. Это приведет к тому, что россиянам попросту нечего будет покупать в автосалонах даже по тем заоблачным ценам, которые сформировались на сегодняшний день.