2023-05-18 14:27+03:00
Каждый водитель обязан проверить свой автомобиль на наличие этой неисправности
Издание SPEEDME рассказало, как самостоятельно определить время замены автомобильных амортизаторов
Плавность хода — это тот параметр, который волнует почти каждого автовладельца. Действительно, кому нужен автомобиль, который трясется, как телега, на каждой кочке? Чтобы исключить ненужные колебания кузова, первыми были придуманы рессоры. И лишь после массового внедрения легковых автомобилей в повседневную жизнь людей во всем мире им на смену пришли гидравлические амортизаторы. Но не одни, а в дополнение к пружинам, которые практически не гасят колебания, в отличие от рессор.
Российские дороги быстро убивают любые штатные амортизаторы. И дело не в качестве деталей. Такого количества ям не выдержали бы никакие неспециализированные стойки, при том, что зачастую на «убитых» участках дороги водители значительно сбрасываютскорость.
А теперь давайте разберемся в основных признаках, которые говорят о скорой замене амортизаторов. И с вытекшими амортизаторами вроде бы все и ясно. Покачал автомобиль за крыло, почувствовал болтанку в обе стороны или увидел потеки на корпусе — значит пора в ремонт. Но есть еще довольно много симптомов, которые скажут о том, что амортизаторы нужно менять.
Если не вдаваться в подробности, то по сути амортизатор представляет из себя цилиндр, заполненный маслом, воздухом, а часто и азотом, под высоким давлением. По цилиндру движется шток с поршнем, который имеет калиброванные отверстия, пропускающие определенное количество масла в ту или иную сторону. Таким образом, при ходе штока происходит демпфирование вертикальных колебаний кузова, и автомобиль движется плавно. Каждая из конструкций имеет свои плюсы и минусы, но это тема для отдельного разговора.
Итак, признаки возможной неисправности амортизаторов:
- Колебания кузова. Излишние поклоны передней части автомобиля при торможении и просадка задней части при быстром старте — один из важнейших симптомов неисправности демпфирующих устройств.
- Если автомобиль уходит в сторону при торможении — виной тому далеко не всегда подклинивающие поршни суппортов и закисшие в пазах тормозные колодки. При исправности тормозных систем проверяем корректную работу передних амортизаторов.
- Нарушение курсовой устойчивости автомобиля и подергивание рулевого колеса может указывать на неисправность амортизаторов. О ней же говорит и увод автомобиля в сторону даже при небольшом боковом ветре.
- Частая смена ступичных подшипников, как передних, так и задних (они начинают гудеть), опять же во многих случаях происходит по причине отказа амортизаторов. Попутно, скорее всего, придется подвергать ревизии и элементы подвески.
- Стуки или скрипы опорных подшипников передних стоек — еще один настораживающий симптом. Если амортизаторы не справляются с демпфирующей функцией или штоки плохо затянуты, подшипники, скорее всего, разобьет через несколько тысяч километров пробега. Впрочем, их проверку стоит выполнять при каждой замене стоек.
- При осмотре автомобиля после ночной стоянки, вам может показаться, что его дорожный просвет подозрительно уменьшился. Возможно, дело в просевших или лопнувших пружинах подвески, но и неисправные амортизаторы могут дать похожую картину.
- При проезде «лежачего полицейского» или любой другой неровности, автомобиль может «кивнуть», но не вернуться в первоначальное положение. Причина почти со стопроцентной гарантией все та же — требующие замены амортизаторы.
- Частые пробои подвески до отбоя, особенно на пересеченной местности, непрекращающиеся колебания кузова, подпрыгивания автомобиля при наезде на неровность — все это неприятные симптомы, требующие немедленного лечения.
- Замена обязательна и в случае повреждения корпуса или штока, включая нарушения полированного покрытия, деформации или обрыва креплений, нарушения их соосности. Такое случается, например, при попадании автомобиля в ДТП. Поршень амортизатора может заклинить, а искривленный или поцарапанный шток повредит уплотнительную втулку и вызовет утечку масла.
Гарантированно определить необходимость замены амортизаторов можно при инструментальном контроле на специальном вибростенде. Замеры частоты и амплитуды осевых колебаний покажут точнейшую картину.
Вообще же, как уже говорилось, средний ресурс амортизаторов, особенно в условиях российской эксплуатации, редко превышает 80 тыс. километров. Конечно, бывают случаи, когда они выхаживают по 200, а то и более тысяч километров.
Подобрать амортизаторы или стойки для замены сегодня не составляет никакой сложности. Рынок огромен и предлагает запчасти с различными характеристиками и на любой кошелек. Как оригинальные, от автопроизводителей, так и от специализированных компаний.