2023-09-06 16:47+03:00
Место для России в эру электромобилей: сможет ли наша страна следовать мировому тренду
Аналитики рассказали о будущем электромобилей во всем мире
К 2050 году Евросоюз, США и Китай планируют полностью избавиться от автомобилей, работающих на ископаемом топливе, таком как бензин и дизельное топливо. Запрет на продажу новых бензиновых и дизельных автомобилей вступит в силу с 2035 года. Эта стратегия стала актуальной после успехов компании Tesla, которая впервые предложила электромобили с высоким запасом хода, ставшие популярными.
Продажи автомобилей с двигателями внутреннего сгорания кардинально сократятся из-за развития электромобилей и создания инфраструктуры для зарядки. Отраслевые гиганты, ранее сомневавшиеся в популярности электротранспорта, теперь пересматривают свою позицию.
К 2050 году в Евросоюзе не планируют запрещать движение старых автомобилей с двигателями внутреннего сгорания, но могут ввести ограничения на продажу бензина. Схожие запреты на бензиновые автомобили приняты в США с 2035 года, и некоторые штаты, включая Калифорнию, уже подтвердили намерение внедрить их, независимо от решения федеральных властей.
Китай, в настоящее время мировой лидер по производству и продажам электромобилей, также планирует запретить продажу бензиновых и дизельных автомобилей с 2035 года. Эта тенденция отражает глобальное движение, где множество стран принимают подобные меры. Например, Армения, Азербайджан, Камбоджа, Индия, Кения и Мексика, подписавшие Декларацию Глазго, намерены ввести запрет к 2040 году. Список стран, объявивших о намерении ограничить использование ископаемых топлив в автомобилях, становится все более обширным.
Рост рынка электромобилей в последние годы активно отслеживается агентством Bloomberg New Energy Forum. Согласно их последнему отчету от июня 2023 года, продажи электромобилей во всем мире выросли на 62% за 2022 год, в то время как общий рынок автомобилей увеличился всего на 2%. Продажи автомобилей с двигателями внутреннего сгорания снизились на 2%, за исключением Австралии, где наблюдался небольшой рост на 1%.
Прогноз BloombergNEF показывает, что в 2027 году произойдет пик потребления нефти в мире, после чего этот показатель начнет снижаться из-за увеличения доли электромобилей. Пик выбросов вредных веществ от автомобилей в атмосферу ожидается в 2029 году. В настоящее время доля машин с электроприводом составляет более 10% на мировом рынке автомобилей, а в сегменте двухколесных транспортных средств (включая электробайки) этот показатель составляет 49%.
Аналитик проекта EV Volume, Хосе Понтес, отмечает в своем последнем отчете, что только в апреле 2023 года было продано 928 тысяч электромобилей, что составило 10% от общего рынка новых автомобилей. При учете подзаряжаемых гибридов, эта доля увеличивается до 14%, а если учесть все гибриды, то в апреле доля машин с электродвигателями составила 26% от общих продаж.
По прогнозам BloombergNEF, к 2040 году на мировых дорогах будет ездить 730 млн электрических автомобилей, в то время как автомобилей, работающих на ископаемое топливо, останется всего 335 млн. Чтобы полностью перейти на электромобили, мировой автопром должен будет инвестировать $1,9 трлн до 2050 года, по оценкам аналитиков агентства.
В России в августе 2021 года была принята концепция развития электромобильного транспорта до 2030 года, с целью достичь только 10-процентной доли электрических автомобилей на рынке. Однако согласно более свежей стратегии развития автомобильной промышленности до 2035 года, доля электромобилей к 2030 году может составить уже 15%. Но до полного отказа от машин с ДВС нашей стране пока очень далеко.
В России уже начался выпуск электромобилей нескольких марок, включая «Москвич 3е» и Evolute, а также коммерческие EVM PRO на базе УАЗов. Росатом также строит завод по производству тяговых аккумуляторов и планирует локализацию производства электродвигателей и преобразователей энергии. Кирилл Комаров, первый заместитель гендиректора «Росатома», подчеркнул, что странам, начинающим производство автокомпонентов с низкой базы, имеет смысл сразу делать ставку на электротранспорт, учитывая, что в этой области все страны начинают с нуля, и Россия имеет шанс не отстать.
Независимый автоконсультант Сергей Бургазлиев выразил мнение, что в России, учитывая ее географическое положение, более выгодным вариантом развития являются машины, работающие на биотопливе, а не электромобили. Он отметил, что Россия может взять пример с Южной Америки, где уже 80% автомобилей используют биотопливо. Это, по его мнению, не менее экологичный вариант, который может иметь преимущества для России.