2023-09-14 07:32+03:00

Водителей в РФ обяжут покупать машины только у официальных дилеров

Водителей в России ожидает ряд изменений с 1 октября 2023 года

С 1 октября 2023 года в России будут внесены изменения в правила ввоза автомобилей по параллельному импорту. Теперь у брендов, которые не прекращали официальные поставки в Россию, будет возможность запретить серый импорт. В настоящее время такие машины ввозятся небольшими компаниями и предлагаются по более низким ценам по сравнению с официальными автосалонами.

Существуют два основных способа прохождения таможни при ввозе автомобиля в Россию. Физические лица могут получить Свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства (СБКТС).

С 1 августа для таких покупателей изменились правила, связанные с увеличением утилизационного сбора. Теперь существует ограничение на ввоз не более одного автомобиля в год и запрет на его продажу в течение первого года. Эти меры направлены на борьбу с перекупщиками.

Второй способ - оформление на автомобиль Одобрения типа транспортного средства (ОТТС). Этот способ более сложен и дорог, так как требует проведения сертификационных испытаний, включая краш-тесты, за счет импортера. Однако ОТТС действует не только на одну машину, а на всю модель в целом, что позволяет дистрибьюторам массово завозить автомобили.

С 2022 года стала действовать третья опция - получение Заключения о безопасности единичного транспортного средства (ЗОЕТС). Она проще в оформлении, чем ОТТС, и предполагает ввоз и оформление машины юридическим лицом, после чего продажа клиенту осуществляется уже в российском автосалоне.

Важно отметить, что для получения ЗОЕТС не требуется согласия правообладателя. С 1 октября 2023 года эта возможность будет ограничена и будет распространяться только на автомобили тех брендов, которые ушли с российского рынка. Все остальные автомобили придется либо покупать у официальных дистрибьюторов, имеющих ОТТС, либо ввозить по СБКТС, что доступно только для физических лиц.

Большинство автомобилей, ввозимых по параллельному импорту, относятся к европейским, японским и корейским брендам, которые уже ушли с российского рынка. Исключение составляют премиальные китайские машины. До 2023 года они ввозились только серыми дилерами, однако теперь многие из них уже представлены официально.

Привозить китайские автомобили массового сегмента по параллельному импорту дешевле, чем у официальных дистрибьюторов, не представляется возможным. Такие автомобили выходят дешевле, однако они не подпадают под официальную гарантию и поддержку.

Например, в настоящее время в России можно найти объявления о продаже Geely Monjaro, ввезенных с китайского рынка, за 4,35 миллиона рублей, в то время как официально ввезенные машины начинаются от 4,515 миллиона рублей.

С конца 2022 года в Россию начались поставки автомобилей Voyah через официального дистрибьютора "Моторинвест". Тем не менее, эти же машины продолжают ввозиться через параллельные каналы. Например, гибридный кроссовер Free в фирменных шоурумах Voyah стоит от 7,99 миллиона рублей, в то время как серые дилеры предлагают аналогичные машины, ввезенные из Китая по параллельному импорту, за 5,6 миллиона рублей.

С начала лета 2023 года, российское подразделение компании FAW начало официальные поставки автомобилей из премиальной марки Hongqi. Параллельно, неофициальные дилеры также предлагают эти машины, чаще всего по более низким ценам. Например, официальная цена на кроссовер E-HS9 составляет 9,49 миллионов рублей, в то время как у неофициальных дилеров можно найти машины на миллион дешевле, и при этом, гарантия может включать страхование от поломок.

Опрошенные Autonews участники рынка считают, что изменения в параллельном импорте после 1 октября не будут резкими, но со временем альтернативные каналы поставок будут сужаться.

Официальные китайские бренды и их материнские компании не приветствуют альтернативных поставщиков, но у них пока нет реальных механизмов для борьбы с параллельными импортерами. Однако, власти будут работать над созданием условий, при которых параллельный импорт автомобилей, официально представленных в России, станет менее выгодным.

Чтобы запретить поставки, сначала необходима инициатива со стороны официальных дистрибьюторов, которые могли бы оформлять отдельные модели по ЗОЕТС. Если компания, которая называет себя официальным дистрибьютором, оформляет машины по ЗОЕТС, то после 1 октября кто угодно сможет продолжать поставки по той же схеме. Тем не менее, если официальный поставщик проводит сертификацию и получает ОТТС, то нельзя будет неофициально ввозить такие машины с ЗОЕТС.

Сейчас большинство машин из параллельного импорта регистрируются через СБКТС. Оформление через ЗОЕТС является менее популярным вариантом, особенно после увеличения утилизационного сбора. Этот способ не выгоден ни продавцам, ни покупателям.