2023-10-02 09:20+03:00

Правительство попытается оградить россиян от покупки автомобилей

Повышение утильсбора почти не отразилось на бюджетных лимитах для автопрома в 2024 году

Увеличение утилизационного сбора, традиционно использовавшегося для финансирования государственной поддержки автомобильной индустрии, почти не повлияло на бюджетные лимиты для отрасли на 2024 год. Единственным существенным изменением стало увеличение бюджета для льготного автокредитования более чем вдвое, до 12 миллиардов рублей. В то же время Правительство России планирует возврат к жестким требованиям по уровню локализации автомобилей, для которых предоставляются кредиты. В настоящее время таким условиям соответствуют лишь продукция АвтоВАЗа и китайские электрокары, производимые под росийскими марками, сообщает «Коммерсант».

Государственная поддержка спроса на автомобили, специализированную и сельскохозяйственную технику, останется на уровне 2023 года, за исключением льготного автокредитования. По планам бюджета, субсидии на программы лизинга спецтехники и машин составят 2 миллиарда рублей каждая. В 2023 году это было 1,3 и 2 миллиарда рублей соответственно. Бюджет программы для газомоторной техники, который ранее составлял 3,3 миллиарда рублей, уменьшился до 2,95 миллиарда рублей на следующий год.

В 2024 году бюджетные поступления от автомобильной и машиностроительной промышленности увеличатся благодаря «значительному росту» утилизационного сбора в июле-августе на 306,8 миллиардов рублей, достигнув почти 1 триллиона рублей. Однако этот рост будет заметен только в бюджете программы льготного автокредитования, для которой запланировано выделить 12,3 миллиарда рублей, в сравнении с 5 миллиардами рублей в текущем году.

Также предлагается внедрить требования по локализации автомобилей, и чтобы получить кредит, автомобили должны будут набирать 1,4 тысячи баллов локализации. В данный момент это условие выполняется практически только для автомобилей марки Lada. Кроссовер Haval Jolion, который является единственным локализованным импортным автомобилем, получил всего 1,3 тысячи баллов.

С учетом ужесточения условий для автомобилей с ДВС предлагается увеличить скидку на аванс по кредиту для электрокаров до уровня, действовавшего до 2023 года, а именно 925 тысяч рублей. В настоящее время максимальная скидка составляет 625 тысяч рублей. Предложение о введении увеличенной скидки пока не имеет конкретных сроков окончания действия.

Рост государственной поддержки спроса на автомобили с ДВС вызывает споры даже внутри Правительства РФ. Глава Минэкономики Максим Решетников 25 сентября отмечал нехватку предложения автомобилей на рынке и считал, что дополнительное стимулирование закупок приведет к росту цен и усилит спрос, который «сейчас наши автопроизводители не в состоянии удовлетворить». Автоэксперт Владимир Беспалов поддерживает идею, что в настоящих условиях нет необходимости стимулировать спрос, однако учитывая увеличение цен на автомобили, включая валютный аспект, считает разумным поддерживать определенные социальные группы. Он также отмечает, что автомобильный рынок страдает от дефицита предложения, что влияет на повышение цен на автомобили.