2025-05-19 10:18+03:00
Почему одна и та же машина в Европе и в России — это не одно и то же
Эксперт назвал главные отличия автомобилей российской и европейской сборки
С 2019 года различия между автомобилями, выпускаемыми для Европы и России, стали не просто заметны — они стали фундаментальными. От различий в моторах и комплектациях до различий в стандартах экологии и безопасности, а после 2022 года — и в самих маршрутах поставки. В этой статье эксперт Дмитрий Новиков помог изданию SPEEDME.RU подробно разобраться, как и почему одна и та же модель авто для европейского и российского рынков может оказаться двумя совершенно разными машинами.
География сборки и контроль качества
До 2022 года европейские автомобили для стран ЕС в основном собирались в Германии, Испании, Чехии, Словакии и Венгрии. Для российского рынка многие модели производились локально — на заводах в Калуге, Санкт-Петербурге, Тольятти и Калининграде. Это снижало пошлины и позволяло адаптировать авто под реалии страны. Например, Volkswagen Tiguan для Европы и России визуально совпадали, но производились на разных заводах и с разным набором агрегатов. BMW X5, Toyota RAV4, Renault Duster, Hyundai Solaris и десятки других моделей сходили с российских конвейеров до ухода брендов.
Хотя автопроизводители заявляли о единых стандартах качества, на практике в российских версиях иногда использовались более простые материалы отделки, упрощённые мультимедийные системы и иные поставщики комплектующих.
Комплектации и технологии
Безопасность
В Европе минимальный набор систем безопасности включает ABS, ESP, фронтальные и боковые подушки, а с 2022 года — и ряд систем ADAS (например, автоматическое торможение и удержание в полосе). В России эти опции до 2022 года часто отсутствовали в базовых комплектациях. После начала санкций в 2022 году АвтоВАЗ выпускал Lada Granta вовсе без ABS, подушек и ЭРА-ГЛОНАСС — в условиях упрощённой сертификации.
Комфорт
В Европе массово внедрялись матричные фары, ассистенты парковки, адаптивный круиз и большие экраны. В России многие функции упрощали — например, на Kia Rio европейской сборки ставили 8-дюймовый экран и камеры, в РФ — обычную магнитолу. Зато в российские версии добавляли зимние опции: подогрев сидений, руля, зоны стеклоочистителей, более ёмкие бачки омывателя, аккумуляторы и генераторы повышенной мощности.
Экологические стандарты и моторы
В ЕС с 2019 года действует норма Euro 6d, а с 2025–2027 гг. начнётся внедрение Euro 7. Европейские автомобили оборудуются фильтрами GPF, системами SCR, впрыском AdBlue и сложной электроникой. В России до 2022 года допускались моторы стандарта Euro 5, а с весны 2022 — временно даже Euro 2 и ниже, включая «обнулённые» версии без нейтрализаторов.
На российском рынке популярны атмосферные двигатели под бензин АИ-92. В Европе — турбомоторы и гибридные установки. Многие производители даже дефорсировали моторы для РФ до 249 л.с. — для снижения налога.
Силовые установки и коробки передач
Гибриды и дизели в Европе стали нормой. Например, Toyota RAV4 в ЕС продаётся в виде гибрида 2.5 Hybrid и Plug-in. В РФ — только бензин 2.0 и 2.5. Volkswagen Tiguan в ЕС предлагается с 1.5 TSI, дизелем 2.0 TDI, версией R и гибридом eHybrid. В России — старые 1.4 и 2.0 TSI без дизеля и гибридов.
Коробки передач тоже различаются. В Европе активно используются механика, роботы и гибридные трансмиссии. В РФ — упрощённые «автоматы» и вариаторы, популярные в массовом сегменте.
Техническая адаптация
Для России применяются усиленные подвески, увеличенный клиренс (на 10–30 мм), и специальные «пакеты для плохих дорог». Kia Rio, Skoda Rapid, Renault Logan и другие модели получали особые настройки подвески. Также дорабатывается антикоррозийная защита, а в салонах добавляются электрообогреватели и дополнительные теплоизоляционные решения.
Кроме того, российские покупатели по-прежнему требуют запасное колесо (чаще — полноразмерное), тогда как в Европе всё чаще ставят ремкомплекты или докатки для снижения веса.
Влияние санкций и параллельного импорта
С 2022 года Россия осталась без официальных поставок европейских автомобилей. Их заменили:
- параллельно импортированные версии (чаще китайской, арабской или казахстанской спецификации);
- локально собранные китайские модели: Москвич 3 (JAC), Lada X-Cross 5 (FAW), BAIC, Kaiyi, JAC на заводе Автотор.
Эти авто часто отличаются от «европейцев» оснащением и агрегатами: дизелей нет, ADAS урезаны, климатические пакеты не всегда адаптированы.
Итог
С 2019 по 2021 год отличия между «европейской» и «российской» версией одной модели сводились к комплектациям, высоте подвески и мультимедиа. После 2022 года различия стали принципиальными: от экологических стандартов до происхождения самих автомобилей. Сегодня в России — китайские или упрощённые версии, в Европе — технологичные гибриды и EV с максимумом электроники. Это две параллельные реальности, развивающиеся по разным правилам.