2025-09-29 10:25+03:00
Кризис или перестройка: японский автопром сам страдает от антироссийских санкций
Японские автогиганты сократили производство и продажи в августе
Август 2025 года для японских автопроизводителей выдался неоднозначным: почти все ведущие компании зафиксировали спад производства и продаж, за исключением отдельных сегментов и рынков. На фоне глобальной нестабильности, высокой конкуренции и меняющегося спроса автогигантам приходится балансировать между снижением объемов и попытками удержать позиции на ключевых рынках.
У большинства брендов отмечено снижение мирового выпуска. Honda зафиксировала 13-й месяц подряд падения глобального производства (—13% к прошлому году), а Mitsubishi показала сокращение на 10,9%. Subaru снизила выпуск на 12,5%, отметив второй месяц падения подряд.
Suzuki также продемонстрировала спад — 241,7 тыс. автомобилей (—5,2%), причем японские заводы сократили производство машин для экспорта, а индийские предприятия столкнулись с замедлением спроса. Исключением стал Nissan: его глобальное производство выросло на 0,8% благодаря сильным результатам в Китае (+36,4%) и Великобритании (+20,4%), несмотря на серьезное сокращение в Японии. Mazda смогла прибавить на внутреннем рынке (+4,3%), однако в целом глобальный выпуск упал на 1,7%.
Продажи на японском рынке стали светлой точкой для нескольких брендов. Suzuki и Subaru отметили рост, Mazda удержалась на уровне прошлого года, а Mitsubishi прибавила в регистрациях на 7,6%. Honda же столкнулась с пятым месяцем падения подряд (—10%).
За рубежом ситуация менее оптимистична. Mazda снизила продажи в США и Европе более чем на 7%, а Suzuki потеряла почти 8% в Индии — своём ключевом рынке. Nissan, напротив, сумел увеличить глобальные продажи на 2,8%, чему способствовали рост в США (+12,7%) и Китае (+19,4%).
Экспортные показатели оказались разнонаправленными. Suzuki увеличила поставки за рубеж на 37,6% в августе, Honda — на 27%, а Nissan — на 15%. Mazda и Mitsubishi, напротив, отметили снижение экспортных объемов на 7,6% и 13,8% соответственно.
Рост экспорта у отдельных брендов связан с восстановлением спроса в Северной Америке, где японские автомобили традиционно сильны. Однако накопленные данные за январь—август всё же фиксируют общее снижение: у большинства компаний экспорт отстает от прошлогодних показателей.
Август 2025 года подтвердил: японские автопроизводители продолжают испытывать давление из-за глобальной нестабильности и изменений потребительских предпочтений. Лидеры рынка стремятся компенсировать спад на традиционных рынках за счет регионов с растущим спросом — Китая, Индонезии, Пакистана.
Ситуация показывает, что компании диверсифицируют производство и продажи, чтобы снизить зависимость от отдельных стран. Однако общий тренд остается тревожным: в условиях ужесточающейся конкуренции японским брендам предстоит адаптироваться быстрее, чтобы не потерять долю в мировом автопроме.