2025-12-04 13:07+03:00

Стабильность дороже литра: какое масло выбрать для автомобиля

Эксперты Лукойл перечислили различия синтетического и полусинтетического масла

Работа двигателя напрямую зависит от того, насколько правильно подобрано моторное масло. У автовладельцев часто возникает вопрос: что выбрать — синтетику или полусинтетику? С экспертами смазочных материалов Лукойл разбираем ключевые отличия и объясняем, на какие параметры стоит обращать внимание в первую очередь.

Какие функции выполняет моторное масло?

Моторное масло обеспечивает стабильную работу двигателя, снижает износ и продлевает ресурс деталей. Оно выполняет несколько важных задач: создаёт масляную плёнку, отводит лишнее тепло, формирует компрессию, очищает двигатель и предотвращает коррозию внутренних поверхностей.

Современные масла содержат комплекс присадок. Грамотно подобранный продукт поддерживает рабочее давление, сохраняет вязкость при высоких температурах и облегчает запуск двигателя в холод. Несвоевременная замена приводит к снижению эффективности, повышенному расходу топлива и ускоренному износу узлов.

Чем синтетика отличается от полусинтетики?

Основные отличия кроются в составе и технологии производства, рассказали изданию SPEEDME.RU эксперты отрасли. Синтетические масла создаются на основе специально синтезированных молекул с заданными характеристиками. Благодаря этому состав получается однородным, устойчивым к высоким и низким температурам (примерно от —40 до +200 ºС), с минимальной испаряемостью и хорошей текучестью. В базе используются ПАО, эстеры или гидрокрекинговые компоненты, дополненные пакетом присадок.

Полусинтетические масла же представляют собой смесь очищенной минеральной основы и синтетических компонентов. Такое сочетание улучшает свойства минеральных масел и приближает их к синтетике.

Синтетика и полусинтетика: достоинства и недостатки

Достоинства синтетического масла:

Недостатки синтетического масла:

Плюсы полусинтетики

Минусы полусинтетики:

Что все-таки выбрать?

Основной ориентир — рекомендации производителя автомобиля. В первую очередь смотрят на допуски и вязкость, а тип базового масла учитывают позже — исходя из состояния и возраста двигателя, пробега и условий эксплуатации.

Новые автомобили

© A. Krivonosov

Для современных моторов, особенно турбированных и с непосредственным впрыском, обычно требуется синтетика. Наиболее распространённые спецификации — API SP/SN/SM, ACEA C2/C3. Типичные вязкости: 0W-20, 0W-30, 5W-30.

Двигатели с большим пробегом

При увеличенных зазорах или повышенном угаре лучше использовать более вязкие полусинтетические масла, например 10W-40. Они помогают снизить шум и обеспечивают стабильную смазку.

Эксплуатация в холодных регионах

В условиях сурового климата, где температура зимой опускается до —30°С и ниже, разница синтетики и полусинтетики наиболее ощутима. Синтетическое масло сохраняет низкую вязкость при минусовых температурах, обеспечивая лёгкий и безопасный пуск двигателя. Например, синтетика с классом вязкости 0W-XX или 5W-XX хорошо прокачивается даже при очень низких температурах. Полусинтетическое масло в таких условиях загустеет, что затруднит пуск и может вызвать масляное голодание двигателя в первые секунды работы.

Можно ли мешать синтетику с полусинтетикой

Если коротко, то нет, это не рекомендуется. Несмотря на то, что базовые компоненты имеют общую основу, пакеты присадок у разных производителей и типов масел могут быть несовместимы. Получившаяся смесь будет обладать непредсказуемыми рабочими свойствами и сроком службы.

Смешивание допустимо только в крайних случаях, например, когда необходимо долить масло, чтобы доехать до сервиса, и только если под рукой нет продукта с аналогичной базой от того же производителя и сходным набором спецификаций. После такой доливки необходимо поскорее полностью заменить масло в двигателе.

Выбирая, что лучше для двигателя, — синтетика или полусинтетика, следует опираться на рекомендации автопроизводителя. От правильного подбора будет зависеть ресурс двигателя. Синтетическое масло обеспечивает максимальную защиту, стабильность характеристик и подходит для большинства современных автомобилей и сложных условий эксплуатации. Полусинтетика используется для умеренных нагрузок и двигателей с большим пробегом. Независимо от типа основы масло должно соответствовать спецификациям, указанным в инструкции по эксплуатации.

Эксперты ЛУКОЙЛ рекомендуют пользоваться онлайн-подборщиком масел для каждого конкретного автомобиля. Он поможет выбрать правильный продукт на основе данных о типе топлива, объеме двигателя и других параметров.