2018-12-24 02:10+03:00
ТОП-5 автобусов из СССР, покоривших не одно поколение
Мы решили вспомнить автобусы, которые строились в СССР и до сих пор вызывают нежные и теплые чувства у старшего поколения.
5. ЛиАЗ-677А «Север»
Все начиналось в далеком 1959 году с опытных образцов ЗИЛ-158. Автобус был хороший, но имел огромное количество недочетов. Разработку автобуса нового поколения начали в 1960 году, полностью отказавшись от устаревшей платформы «ЗИЛ-158». Первый прототип выпустили ровно два года спустя. В заводской документации городской автобус большой вместимости нового поколения получил индекс ЛиАЗ-677. Специально для районов с холодным климатом была разработана северная модификация 677А. Суть отличий сводилась к двойному остеклению окон, дополнительными панелями из пенопласта, проложенными между стенками кузова, четырехрядной планировкой салона. Данная модификация строилась маленькими партиями, в основном под заказ.
4. ЛАЗ-697 «Турист»
Советский туристический автобус среднего класса, выпускавшийся Львовским автобусным заводом с 1959 года по 1985 год. Модель разрабатывалась для междугородних линий на средние расстояния, насчитывала 33 удобных пассажирских кресла + 1 для экскурсовода (число пассажирских мест возросло до 41 после очередной модернизации в 1982 году). Самые первые автобусы оснащались 6-цилиндровыми моторами мощностью 109 л.с. Но этого оказалось недостаточно. Ввиду большого веса и специфической конструкции, автобусу было очень тяжело разгоняться. Спустя 2 года мотор заменили на более мощный 8-цилиндровый ЗИЛ-130, развивающий уже 150 л.с. Салон автобуса мог похвастаться плафонами освещения для каждого пассажира, также наличием на каждом сидении пепельницы и дополнительных карманных отделений на спинках сидений.
3. ЗИЛ-118 «Юность»
Автобус ЗИЛ-118 был разработан на автозаводе имени Лихачева в 1961 году по инициативе группы конструкторов предприятия. Его создавали для поддержания производства транспорта представительского класса. Необычный экстерьер опередил свое время. Благодаря положительной оценке Хрущева, проект попробовали притворить в жизнь, но, к сожалению, эту задумку так и не удалось реализовать. За пять лет производства удалось собрать лишь 7 экземпляров. Но инженеры не сдавались, разрабатывали модификации, сначала для такси, затем для служб скорой помощи. В салон ЗИЛ-118 вмещались 17 человек, он имел в длину 6,8 метра, в ширину — 2,1 метра, в высоту — 2 м. В последующие годы американцы не раз предлагали наладить совместный выпуск, а компания Ford хотел выкупить патент, но получил отказ от руководства страны.
2. ПАЗ-665Т «Турист»
В 1967 году на Международной автобусной неделе в Ницце этот опытный образец был отмечен большой серебряной медалью Комиссариата Франции по туризму. Спустя два года упорного труда инженеров ПАЗ Турист-люкс был собран. Он получил номер кузова ЭЦ-106: имел в длину 8,5 м, в ширину — 2,5 м, в высоту — 2,78 м. Автобус оснастили 150-сильным мотором от ЗИЛ-130 и 5-ступенчатой механической коробкой передач от него же. Салон ПАЗа делился на три отсека: в первом располагался пассажирский салон на 24 места и площадка водителя с экскурсоводом, второй отсек был отведен для бара, умывальника и гардероба для верхней одежды, а третий отсек был спроектирован для багажа.
1. ЗИС 127
Первый советский междугородный автобус производства завода имени Сталина. Выпускался в период с 1955 года по 1961 год. Всего было выпущена 851 подобных машины. Передовая модель для своих лет получила небьющиеся стекла со шторками, радиоточку, высокоэффективную систему отопления, вентиляции и освещения, а также термометр и часы. Над водительским стеклом устанавливался мощный прожектор с дальностью светового пучка порядка 200 метров. Еще одним техническим прорывом стала установка гидроусилителя руля. В салон вмещалось 32 пассажира, каждый из которых садился в кресло самолетного типа с регулировкой угла наклона спинки и выдвижной подушкой. Что касается моторного отсека, то он находился сзади, занимал очень много места, так как сдержал в себе рядный 6-цилиндровый дизельный мотор объем 6,7 литра, показывающим мощность в 180 л.с. и просто сумасшедший максимальный крутящий момент в 705,9 Нм. Весил этот шедевр советского автопрома 10 тонн, имел длину 10,2 метра и дорожный просвет в 270 мм.