2020-06-19 09:20+03:00
История «взрывных» автомобилей Ford Pinto
Многомиллионные иски и сотни погибших — таков результат погони за сверхприбылью.
В 60-х года прошлого столетия, после очередного экономического и автомобильного кризиса, на рынок США хлынули европейские автомобили. В частности речь идёт о бестселлере тех времён — Volkswagen Beetle, который, по сравнению с американскими машинами, был дешевле, надёжнее, компактнее, лучше и даже в некоторых случаях быстрее. В те годы огромные некогда автопроизводители несли колоссальные убытки, набирали кредиты от государства на льготных условиях и не могли их вернуть. В начале 70-х годов руководство компании Ford решило оказать сопротивление легендарному «Жуку» и прочим компактным европейским и японским машинам и выпустило на рынок модель Ford Pinto.
По сути это был первый автомобиль от американского производителя для собственного рынка в классе субкомпактов. Модель разрабатывалась с нуля, однако, такой процесс в среднем занимает около 43 месяцев, Ford решили ускорить разработку и сократили этот срок до 25 месяцев — ведь нельзя медлить, европейцы и японцы наступают, необходимо урвать свою часть пирога как можно скорее. Параллельно с этим компания налаживала конвейерную часть для сборки Pinto и проводила кое-какие тесты на комфорт, настраивала подвеску, двигатель и проверяла безопасность модели. В итоге в сентябре 1970 года на американском рынке появился собственный субкомпактный автомобиль Ford Pinto. Модель имела 4 100 мм в длину, 1 760 мм в ширину и 1 300 мм в высоту. Под капотом авто устанавливались бензиновые двигатели объёмом 1.6, 2, 2.3 и 2.8 литра. К январю 1971 года в США было продано более 100 000 таких машин. Ещё бы, получить автомобиль, сделанный в Америке для американцев всего за 1 850 долларов — это ли не чудо?
Однако, не всё было так гладко, как того хотелось покупателям. Через несколько месяцев автомобили Ford Pinto стали попадать в аварии и буквально врываться, что приводило к большому количеству жертв. Выяснилось, что при ударе в заднюю часть машины, заливная горловина бака смещалась, что приводило к разливу бензина с последующим возгоранием. Кроме того, в некоторых случаях страдал сам бак, что также приводило к печальным последствиям. В 1972 году подобный случай привёл к иску, известному как «Гримшоу против компании Ford», благодаря которому семья погибшей женщины получила выплату от компании в размере 2,5 миллионов долларов. После этого в дело вмешались специалисты из NHTSA, которые в ходе исследования статистики аварий и количества смертей в них пришли к выводу, что отзывать Ford Pinto с рынка нет никакого смысла.
Интересно, что в 1977 году Ford выпустил документ, который назвали «Меморандум Pinto». В нём говорилось о том, что автопроизводителю будет дешевле выплатить компенсации жертвам и штрафы властям, чем отзывать с рынка все автомобили. По разным оценкам, из-за ДТП, приведших к возгораниям Ford Pinto, погибло от 27 до 500 человек. Принимая во внимание тот факт, что производитель знал о проблемах ещё до запуска сборки модели, можно с уверенностью говорить о том, что халатность и жажда наживы одного из крупнейших брендов того времени, привела к огромному количеству жертв среди населения. К сожалению, в настоящее время доподлинно не известно, сколько Ford потерял на отзыве Pinto и выплатах семьям погибших. По оценке самого производителя, отзыв стоил бы ему более 150 миллионов долларов.
Так или иначе, в 1978 году Ford всё же объявил отзывную кампанию. Возвращённые на доработку машины получали пластиковую защиту вокруг бака и заливной горловины. В 1980 году производство модели было полностью прекращено, и на место Pinto пришёл всем нам известный Ford Escort. После «смерти» модели в 2004 году журнал Forbes поместил Ford Pinto в свой список самых худших машин в истории. В 2008 году автомобиль появился в списке «Пятидесяти самых худших машин всех времён» по версии журнала Time. А в 2009 году машина попала в список самых уродливых автомобилей за последние 50 лет.