2020-06-22 12:06+03:00
История неудачного запуска Mercedes-Benz A-Class
Одна из самых спорных моделей немецкого автопроизводителя вышла на рынок не без проблем.
Не так давно издание speedme.ru писало о том, что новые гибридные версии универсалов Volkswagen Passat и Skoda Superb провалили так называемый «лосиный тест». На фоне этого наша редакция решила вспомнить про ещё одну модель, которая также не справилась с этим заданием — ею стал новейший, по тем временам, Mercedes-Benz A-Class. Самая компактная модель в истории бренда была выпущена на рынок в 1997 году, однако выходу предшествовало несколько лет разработок и большое количество концептов.
История Mercedes-Benz A-Class началась ещё в начале 80-х годов, когда миру был представлен первый мини-автомобиль бренда под названием Mercedes 190. Чуть позже производитель начал выпуск машин под брендом Smart, но в них было всего два посадочных места. В 1993 года на автосалоне во Франкфурте был показан концепт будущего A-Class — Studie A. В моторной гамме концепта помимо привычных всем бензинового и дизельного силового агрегата присутствовал и полностью электрический двигатель. «Фишкой» автомобиля стал его салон — просторный и функциональный. Год спустя Mercedes-Benz демонстрирует ещё один концепт под именем FCC, который ориентирован на китайский рынок. Внешность этого авто практически полностью совпадала с серийным A-Class.
Наконец, после долгих исканий в 1997 году на Женевском автосалоне Mercedes-Benz представляет новый A-Class, который помимо своих размеров и внешнего вида привлекает к себе внимание типом привода — модель стала первым автомобилем в истории компании с передним приводом. Чтобы как-то привлечь внимание к новинке, Mercedes-Benz на презентациях особое внимание уделяет её пассивной безопасности. Так, компакт-кар получил двойной пол в качестве основного энергопоглощающего элемента, что также сказалось на посадке пассажиров — она стала на 20 см выше, чем в обычных автомобилях. Кроме того, инженеры компании смогли наклонить двигатель нового A-Class на 58 градусов, благодаря чему при фронтальных столкновениях он уходил под автомобиль. Эффективность этого решения была доказана краш-тестами, где A-Class сталкивали лоб в лоб с более крупным и тяжёлым E-Class.
Помимо безопасности и эргономики салона, инженеры Mercedes-Benz стремились создать комфортный автомобиль, приблизить его по ездовым характеристикам к флагманскому S-Class. Для этого специалисты по подвеске выбрали пружины, амортизаторы и стабилизаторы поперечной устойчивости с мягкими характеристиками. Для борьбы с возникающими кренами кузова инженеры поместили внутрь передних амортизаторных стоек дополнительные пружины, которые начинали срабатывать в конце хода подвески, а при сжатии в качестве ограничителей хода выступали обычные резиновые буферы.
Как выяснилось на третий день после премьеры, все меры по улучшению плавности хода нового A-Class не прошли незаметно. Практически сразу после Женевского автосалона производитель, вдохновлённый интересом публики, отправил новинку на так называемый «лосиный тест» в Швецию. Это испытание имитирует появление на дороге внезапного препятствия, например, дикого животного, с последующим его объездом на очень коротком отрезке дороги. СМИ, равно как и представители Mercedes-Benz, очень удивились, когда новинка при объезде препятствия на скорости 65 км/ч перевернулась. Причины такого поведения автомобиля на малых скоростях были найдены довольно быстро — высокий центр тяжести, компактные размеры, мягкая подвеска и несколько неудачных решений при настройке ходовой части.
Всего на несколько месяцев Mercedes-Benz свернул производство нового A-Class, в течение которых была произведена работа над ошибками. В частности, все автомобили получили более короткие и жёсткие пружины, низкопрофильные шины, благодаря которым удалось уменьшить клиренс авто на 25 мм, более жёсткий передний стабилизатор, а также жёсткие амортизаторы. Кроме этого были убраны дополнительные пружины в передней подвеске и увеличена задняя колея. Вдобавок ко всему вышеперечисленному, Mercedes-Benz на все свои машины начал устанавливать систему ESP, даже в базовой комплектации. К счастью, автомобили переворачивались только на тестах, поэтому аварий, возникших по причине резкого объезда препятствий на Mercedes-Benz A-Class, не происходило.
Стоит отметить, что Mercedes-Benz достаточно быстро удалось восстановить интерес общественности к своему A-Class — в 1999 году удалось реализовать более 100 000 таких машин. В связи с этим производитель к концу 1999 года выпустил на рынок специальную серию автомобилей, посвящённую победе команды McLaren-Mercedes в гонках Формулы-1. Так появилась версия A-Class F1 Edition, которая была ограничена тиражом в 250 машин — 125 из них получили оформление в честь пилота Дэвида Култхарда, ещё 125 авто — в честь Микки Хаккинена. Позже Mercedes-Benz показал шесть концептов, созданных на основе A-Class: вариант с электрическим двигателем, гибридную версию и даже автомобиль на топливных элементах. Сейчас Mercedes-Benz A-Class продаётся на рынке в виде хэтчбэка с передним приводом, который составляет прямую конкуренцию Audi A3 и BMW 1-Series.