2020-06-23 12:12+03:00

Дани Бахар — неоправданная надежда Lotus

Сегодня речь пойдёт о легендарной британской компании Lotus, которая в начале 2000-х переживала не лучшие времена и о том, как швейцарец турецкого происхождения Дани Бахар попытался улучшить ситуацию.

Послужной список Дани Бахара довольно обширен. В 2003 году Бахар занимал должность операционного директора в компании Red Bull, где успел организовать гоночные команды Формулы-1 известные нам как Red Bull Racing и Scuderia Toro Rosso. Кроме того, руководитель принимал участие в создании команды для гонок NASCAR в США. В 2007 году во время переговоров о закупке у Ferrari гоночных двигателей для своих болидов, Дани Бахару предложили должность старшего вице-президента по коммерции в итальянской компании. За шесть лет работы специалист организовал кампанию по лицензированию различных аксессуаров и одежды, а также расширил количество розничных магазинов Ferrari.

В 2009 году в ходе Женевского автосалона к Бахару обратились представители малазийской компании Proton с просьбой возглавить их дочернюю фирму Lotus и вывести её из кризиса. В тот же год Бахар стал генеральным директором некогда британского автопроизводителя. За три года, которые он провёл в должности руководителя, Бахар запустил пятилетний план по выводу спорткаров бренда на китайский рынок, попытался расширить модельный ряд компании, а также пробовал наладить выпуск премиальных автомобилей, которые по своей стоимости не уступали бы таким мастодонтам, как Ferrari, Aston Martin и Porsche.

В 2010 году на автосалоне в Париже Lotus показал сразу пять прототипов! При этом предыдущий глава компании говорил о расширении модельного ряда бренда на три машины. В тот раз публика увидел преемника спорткара Esprit с 620-сильным мотором, модное нынче четырёхдверное купе Eterne с таким же двигателем, купе Elite с четырьмя посадочными местами, более доступное купе Elan и даже замену легендарному Lotus Elise. В тот же год компания приобрела крупную долю в гоночной команде Renault Формулы-1, которая после этого стала называться Lotus Renault GP. В 2011 году на треки королевской гонки выехали два болида в фирменной чёрно-золотой расцветке и с логотипами британского производителя.

Помимо участия в Формуле-1, Бахар взялся за старое — открыл фирменный магазин на улице Пикадилли в Лондоне. В бутике были представлены практически все товары, которые производила компания Lotus — футболки, ручки, обувь, головные уборы, командные комбинезоны и сами автомобили. По слухам, аренда торговой площади под этот магазин достигала одного миллиона фунтов стерлингов в год, при этом контракт с арендодателем был заключён на 10 лет. Вместе с этим в мае 2011 года стали появляться слухи о том, что запуск в производство показанных в 2010 году прототипов перенесён с 2013 на 2016 год. Вслед за этим в январе 2012 года корпорация DRB-Hicom выкупила 43% акций малазийской компании Proton за 410 миллионов долларов. Ещё через несколько дней новое руководство изъявило желание продать Lotus, как убыточный бренд.

Тот самый злосчастный бутик Lotus Originals в центре Лондона

Продажа Lotus не несла ничего хорошего сотрудникам компании, однако руководство уже потирало руки в ожидании премий. Согласно контракту Дани Бахара, при продаже Lotus или выходе его на рынок ценных бумаг, он, как руководитель, получит 5% от суммы сделки. И всё было бы легко и просто — ведь за него всё сделали представители корпорации DRB-Hicom, однако за Lotus вступилось британское правительство. Компанию сразу посчитали народным достоянием, а премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон выступил с заявлением о том, что рабочие места в Норфолке необходимо сохранить. Масла в огонь стал подливать член парламента от графства Норфолк Ричард Бейкон, который возмутился фактом найма аудиторской компании KPMG для, как он считал, оценки стоимости Lotus.

Однако всё было не так просто. В мае 2012 года Дани Бахар был отстранён от руководства компанией и обвинён в растрате средств. Спустя месяц расследования было установлено, что Бахар очень активно тратил деньги своей компании. Так, он арендовал в Британии два дома, сделал там дорогой ремонт, передвигался на вертолёте, жил в дорогих отелях и дарил автомобили Lotus своим партнёрам. Кроме того на его счету был тот самый магазин, аренда которого обошлась компании в 10 миллионов фунтов стерлингов. Также не стоит забывать про гоночную команду Lotus Renault GP, которая также не приносила никакого дохода.

Самые странные и дорогие проекты компании Ares

В июне 2012 года Бахар подал в суд на компанию Lotus и DRB-Hicom за своё увольнение, сумма иска составила 6,7 миллиона фунтов стерлингов. Досудебные разбирательства длились около двух лет, пока пресс-служба DRB не выпустила заявление о том, что стороны конфликта договорились отозвать свои претензии друг к другу и подписали мировое соглашение. В 2014 году Дани Бахар основал в Модене собственную компанию под названием Ares. Фирма стала заниматься «автомобильной пластической хирургией», иными словами, специалисты компании берутся за очень странные проекты вроде скрещивания Porsche 911 Targa и Porsche 911 GT3 RS или превращения электрокара Tesla Model S в кабриолет. В настоящее время у Ares есть автомобиль практически собственной разработки — X-Raid, который построен на базе легендарного внедорожника Mercedes-Benz G 63 AMG. Итоговый результат постройки обойдётся клиенту в немалые 725 000 евро.