2021-12-17 16:40+03:00
Lightyear One: «солнечный» электромобиль с бесконечным запасом хода
Запас хода Lightyear One можно увеличивать на 11 километров каждый час, используя только энергию солнца.
World Solar Challenge (WSC) — это гонка на 3 тысячи километров по австралийской глубинке. Она проводится каждые 2 или 3 года с 1987 года, и обычно в ней участвуют автомобили, заявленные университетами или корпорациями, которые в качестве источника питания используют исключительно солнечную энергию.
Каким-то образом голландские команды выиграли в своем классе 10 раз и трижды финишировали вторыми в 15 гонках. И хотя большинство «автомобилей» WSC кажутся совершенно неподходящими для потребительских перевозок, команда голландского университета Solar Team Eindhoven трижды побеждала в более крупном классе «круизеров» для потенциально легальных транспортных средств. Некоторые выпускники этой программы основали компанию Lightyear в Хелмонде (Нидерланды), чтобы использовать обширные знания команды WSC и произвести автомобиль на солнечной энергии. Эта машина получила название Lightyear One.
Что такое Lightyear?
Взяв пример с Tesla, Lucid, Rivian и большинства других успешных стартапов электромобилей, первым продуктом, умно названным Lightyear One, будет большой, вместительный и дорогой седан. Его внешние размеры почти полностью соответствуют габаритам Mercedes CLS-Class. Этот кузов фастбэк длиной 4 877 мм позволяет разместить 5 квадратных метров солнечных элементов (камеры заднего вида компенсируют затрудненную видимость сзади). И, поскольку он использует четыре двигателя в колесах, внутреннее пространство получилось огромным, а тип кузова и складывающиеся сиденья обеспечивают большое багажное отделение с подъемом и опусканием сидений внедорожника Nissan X-Trail.
Сколько солнечной энергии, какие батареи?
Lightyear утверждает, что с солнечными элементами, покрывающими капот и все, что находится горизонтально от верхней части лобового стекла до задней кромки люка, эта установка может добавлять около 11 км электричества в час при парковке в идеальных условиях, и что в пасмурные дни прототипы обычно добавляли солнечной энергии для аккумулятора на 40 км пути. Автомобиль заряжается каждый раз, когда светит солнце, но в движении он потребляет большую часть этого заряда.
Очевидно, что никто не ездит исключительно на этой установке, но по сравнению с 200-ваттной солнечной крышей седана Karma Revero, которая, как утверждается, добавляет 2,5 км в день в Калифорнии, или крышей Fisker Ocean SUV, которая будет добавлять 6,5-8 км в день, утверждение Lightyear для облачного дня впечатляет. Тем не менее, чтобы никто внезапно не остановился, на борту также есть аккумулятор на 60 кВт-ч, который можно пополнить с помощью обычного зарядного устройства для электромобилей. Это делает солнечную батарею «увеличителем» запаса хода в пути или вдали от зарядных устройств.
Новые «умные» солнечные технологии
Эти характеристики обеспечиваются новыми встречно-штыревыми фотоэлектрическими элементами SunPower, которые устанавливаются на проводящие задние панели Endurans Solar. Этот «словесная солянка» объясняет, почему капот и крыша Lightyear выглядят полностью черными, без серебряных проводников, обрамляющих отдельные участки солнечных коллекторов. Это не только помогает автомобилю выглядеть лучше, но и увеличивает площадь фотоэлектрических элементов, сводит к минимуму потери мощности между ячейками и модулями и обеспечивает 3-процентное увеличение выходной мощности.
Запас хода
Припарковав на солнце свои автомобили на весь день, некоторые американцы могут полностью окупить свой ежедневный пробег. Что касается заряда батареи, то официальных оценок EPA пока нет, но более оптимистичный европейский цикл испытаний WLTP ограничивает запас хода Lightyear One в 725 км. А поскольку государственные испытания проводятся на внутренних динамометрах, ни один из этих километров не является «солнечным». Это достаточно внушительный диапазон для большого автомобиля при скромных 60 кВт-ч. Lightyear считает, что для этого требуется эффективность нового уровня.
Насколько эффективен Lightyear One?
Усилия по повышению эффективности включают в себя создание кузова в основном из алюминия и углеродного волокна, при этом заявленная масса в снаряженном состоянии составляет чуть менее 1300 кг, что неслыханно для полностью электрического 5-местного седана с высоким запасом хода. Каплевидная форма кузова, аэродинамические колеса, покрытые лентами в задней части, и замена боковых зеркал на камеры, все это, как говорят, приводит к коэффициенту лобового сопротивления 0,20. И, наконец, шины Bridgestone Turanza Eco со сверхнизким сопротивлением качению, как говорят, открывают новые возможности для снижения веса и энергопотребления без увеличения пробега или уменьшения сцепление с дорогой.
Официальных результатов тестирования энергопотребления также нет, но Lightyear утверждает, что у One в среднем 83 ватт-часа на километр без нагрузки на систему отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха. Это равняется 0,93 км на 100 км. Говорят, что нагрузки HVAC увеличивают потребление энергии на 35%, но давайте предположим, что они мешают работе и добавят 50% к этой цифре 83 Втч/км. Это все еще составляет 1,4 л/100 км — неслыханно для полноразмерного седана.
Как насчет мощности?
Lightyear считает, что рынок электрических автомобильных рельсотронов к настоящему времени достаточно насыщен, и что по мере того, как мы движемся к автономному будущему, водители, читающие свои телефоны, меньше всего будут нуждаться скоростном старте, опасаясь сломать шею. Таким образом, четыре электродвигателя в колесах довольно просты, в сумме они выдают всего 136 л.с. и 1 199 Нм крутящего момента. И не позволяйте этому показателю крутящего момента вызывать в воображении нереалистичные ожидания. Помните, что если бы эти двигатели были перемещены внутрь, они бы вращали редуктор с передаточным числом не менее 8: 1. Так что ожидайте, что Lightyear One будет разгоняться так, будто он на 150 Нм мощнее обычных моделей с ДВС. Компания оценивает время разгона от 0 до 100 км/ч примерно в 10 секунд.
Кто построит и продаст Lightyear One? Сколько он будет стоить?
Lightyear заключила соглашение с финским контрактным производителем Valmet Automotive о начале производства Lightyear One в середине 2022 года. Первой будет выпущена эксклюзивная серия из 946 моделей First Edition, а продажи будут осуществляться напрямую потребителю, как в случае с Tesla, Rivian и Lucid.
Ожидается, что цена затмит даже цены на современные электрические седаны — около 175 000 долларов (13 млн рублей) на старте. Очевидно, это необходимо для того, чтобы окупить огромные затраты на запуск любого нового автомобиля в производство, и еще неизвестно, сработает ли «спартанский» дизайн интерьера One против Tesla, учитывая небольшие экраны и отсутствие люка на крыше, не говоря уже о низкой производительности. Качество езды — еще один вопрос, учитывая минимальный общий вес Lightyear One и значительную неподрессоренную массу колесных двигателей. Сойдется ли One с основной богатой элитой? Неизвестно.
Что ждет Lightyear в будущем?
Конечно же, Lightyear Two. Только что были опубликованы основные сведения об этой меньшей и более доступной модели. По сути, компания нацелена на базовую цену в 30 000 евро (2,5 млн рублей) на своем внутреннем рынке, наряду с повышенной эффективностью, потенциально расширяющей диапазон за счет значительно меньшей и более дешевой батареи. Цель состоит в том, чтобы резко снизить общую стоимость владения для повышения доступности «зеленой» мобильности. Производство намечено на конец 2024 года, продажи в Европе начнутся в начале 2025 года. Lightyear объявил, что голландская компания по управлению автопарком LeasePlan уже обязалась купить 5000 моделей Lightyear Two. Это первый крупный заказ компании.