2022-01-29 14:00+03:00

Акции Tesla обесценились: фондовый рынок устал от обещаний

После отчета о прибылях и убытках за четвертый квартал 2021 года акции Tesla упали. Компания потеряла более 100 миллиардов долларов за один день, что эквивалентно стоимости компании BYD — или Daimler плюс Nissan. Твиттер был переполнен попытками объяснить, почему это произошло, в основном от людей, которые вложили каждую копейку в акции Tesla.

По мнению «верующей» части, рынок не понимал, насколько новаторским будет Оптимус. Если вы пропустили, это имя человекоподобного робота Tesla. До сих пор все, что мы видели, — это компьютерная графика и человек, танцующий в фантастическом костюме Оптимуса на сцене Tesla AI Day. Другие предпочитают думать, что рынок просто не видит, каким будет прорыв FSD, когда он будет готов, и вторят Илону Маску во время разговора о доходах. Генеральный директор Tesla повторял это до изнеможения, как будто люди недостаточно умны, чтобы понять, какой революцией станут «самоуправляемые» автомобили.

Чего эти анализы не улавливают, так это того, что Илон Маск пообещал обновленную дорожную карту продуктов Tesla. Другими словами, они хотели узнать о Cybertruck, Semi, Roadster и массовом автомобиле Tesla, который некоторые до сих пор называют его Model 2, несмотря на то, что Маск отрицает это название. Теперь им приходится иметь дело с генеральным директором Tesla, отрицающим, что этот автомобиль даже находится в стадии разработки.

Рынок также ждал дорожной карты для ячеек 4680. Представленные на Tesla Battery Day 22 сентября 2020 года, они должны были стать настоящей революцией. По иронии судьбы, акции Tesla также упали сразу после этого события: 23 сентября 2020 года компания потеряла 50 миллиардов долларов рыночной капитализации. Вероятно, это был первый признак того, что люди не желали верить обещаниям Маска без веских доказательств того, что они достижимы.

Что касается этих элементов, Маск сказал, что они начнут массовое производство в Giga Austin вместе с Tesla Model Y. Этот автомобиль также будет иметь структурный аккумулятор. Если это действительно произойдет, Маск превзойдет свой последний прогноз относительно их выхода на производственные линии.

В отчете Tesla о прибылях и убытках за первый квартал 2021 года, состоявшемся 26 апреля 2021 года, генеральный директор Tesla сказал, что на тот момент до производства аккумуляторов 4680 оставалось 12 — 18 месяцев. Другими словами, автомобили Tesla получат их к апрелю 2022 года в лучшем случае или к октябрю 2022 года — в худшем. Если первые серийные Model Y с ними действительно покинут Giga Austin в марте, это буде на месяц раньше, чем предсказывал Маск на тот момент.

Это было бы отличной новостью для компании, если бы не одна деталь: эти первые элементы 4680 производятся Tesla. Panasonic — крупнейший поставщик аккумуляторов для компании — заявил, что начнет производство аккумуляторов этого формата только в 2023 году. Компания заявила, что «их массовое производство требует новых технологий». Другими словами, это процессы, которые станут достаточно зрелыми только через год.

Кроме того, Panasonic не будет делать это на Giga Nevada: производство будет происходить в Японии. По данным Nikkei Asia, решение было принято из-за «проблемы США». Переезд в Японию будет означать увеличение производства при низких затратах без ущерба для качества и безопасности.

Если Panasonic не осмелится производить эти элементы на данном этапе разработки, то почему Tesla? Провела ли компания все необходимые испытания, чтобы убедиться, что эти ячейки 4680 безопасны? Уверены ли они, что они будут достаточно прочными для жизненного цикла транспортных средств? С послужным списком Tesla в области контроля качества и тестирования, об этом стоит беспокоиться, особенно когда сталкиваешься с ее политикой «доставить сейчас, исправить позже».

В конце концов, дорожная карта показала, что Tesla просто беспокоится о расширении производства своих нынешних автомобилей. Подводя итог, можно сказать, что дорожной карты не было, а была только попытка вложить всю ценность Tesla в новые обещания: человекоподобный робот, который начнет свою карьеру, «двигая части вокруг» заводов Tesla, и часть программного обеспечения, которое превратит Tesla в роботакси, как уже обещалось, в 2015, 2016, 2017, 2018, 2019, 2020, 2021, 2022 и теперь в 2023 году.

Любой, кто искренне ищет объяснение того, почему акции Tesla так резко упали, просто должен взглянуть на факты: что компания пообещала сделать, и что она сделала. Нынешняя рыночная капитализация Tesla основана на перспективах, а не на текущем положении вещей. Потеря стоимости двух автопроизводителей, которые производят намного больше автомобилей, чем Tesla за один день, показывает, насколько безумным сейчас является фондовый рынок. Прежде всего, это показывает, что Tesla должна больше делать и меньше обещать.