2022-04-08 22:52+03:00

Toyota 1LR-GUE: один из лучших двигателей V10 всех времен

Этот десятицилиндровый двигатель, установленный в моторном отсеке Lexus LFA, не поразит вас своей мощностью. Тем не менее, его высокотехнологичная конструкция, высокие обороты и выхлоп, вызывающий мурашки по коже, несомненно, не оставят равнодушными.

Все началось в начале 2000-х, когда руководство Toyota решило, что пришло время изменить мировое восприятие их бренда премиум-класса. Представленный в 1989 году Lexus должен был конкурировать не только с высококлассными брендами других японских корпораций (Acura и Infiniti), но и с лидерами мирового сегмента, такими как BMW или Mercedes-Benz.

В течение следующего десятилетия Lexus стал хорошо известен тем, что предлагал отличное сочетание роскоши, комфорта и надежности, но высокая производительность была последним, с чем он ассоциировался. Чтобы изменить это, модельный ряд бренда нуждался в чем-то особенном, но вместо того, чтобы улучшать существующую модель, Toyota запустила амбициозный проект без ограничения бюджета, результатом которого стал захватывающий дух суперкар.

После почти десятилетия разработки серийная версия суперкара, получившая название LFA, была наконец представлена на Токийском автосалоне 2009 года. Он выглядел лучше любой модели Toyota или Lexus до него, но самое впечатляющее в нем было скрыто под капотом.

«Сердцем» изысканного LFA, разработанным совместно с Yamaha, был шедевр с десятью цилиндрами, названный 1LR-GUE. В последующие годы тесты и обзоры, проведенные автомобильной прессой со всего мира, подчеркнули эпичность этой высокотехнологичной силовой установки, и многие назвали ее одним из лучших двигателей, устанавливаемых на серийные автомобили.

4,8-литровый атмосферный двигатель V10 мог развивать мощность 552 л.с. при 8700 об/мин и крутящий момент 480 Нм при 6800 об/мин. Это привело к ускорению 0-97 км/ч за 3,7 секунды и максимальной скорости 325 км/ч. Да, эти цифры не продвинули LFA на вершину «пищевой цепочки» высокопроизводительных автомобилей, но это никогда не было целью японской компании. Цель Toyota состояла в том, чтобы предложить водителям почти безупречный суперкар с одним из самых легких, звучащих и самых совершенных двигателей V10, которые когда-либо видел мир.

В агрегате использовался угол 72 градуса между двумя рядами цилиндров, что улучшило баланс и позволило сделать конструкцию легкой, сохранив при этом плавность хода, которой славились другие двигатели Lexus. Что касается размера, инженерам удалось разработать пакет, который был не только намного компактнее, чем другие серийные V10, доступные в то время, но и меньше, чем предыдущие Lexus V8.

Еще более примечательно то, что широкое использование легких материалов, полученных из автоспорта, сделало его таким же легким, как обычный V6. Внутри алюминиевого блока полностью интегрированный коленчатый вал был оснащен набором шатунов из титанового сплава, которые на 40% легче, чем обычные железные версии. Они были соединены с такими же легкими коваными поршнями, изготовленными для обеспечения высокой степени сжатия 12: 1.

За крышками головок цилиндров из магниевого сплава 1LR-GUE скрывался ультрасовременный клапанный механизм, в который входили титановые штоки и клапаны, а также сверхлегкие сплошные шатуны. Эти компоненты, наряду с двойным VVTi и десятью независимо управляемыми патрубками корпуса дроссельной заслонки, позволили достичь красной отметки в 9000 об/мин и помогли двигателю развивать 90% своего пикового крутящего момента уже при 3700 об/мин.

Не впечатлило? Это случится, когда вы узнаете, что этот удивительный двигатель смог разогнаться с холостого хода до красной зоны всего за 0,6 секунды, установив новый мировой рекорд для серийного автомобиля в 2012 году. Эта цифра, бросающая вызов физике, привела к тому, что Toyota не могла найти аналоговый тахометр, который мог бы не отставать, поэтому им пришлось разработать цифровую альтернативу.

В двигателе использовалась система смазки с сухим картером, что позволило инженерам разместить его глубоко внутри шасси по компоновке мидель-спереди, понизив центр тяжести LFA и улучшив распределение веса. Использование этой системы также означало, что автомобиль мог выдерживать устойчивые повороты на высокой скорости, превышающие 2G.

Помимо компактной упаковки, уменьшенного веса и множества гоночных компонентов, эта силовая установка также «пела» одну из самых красивых мелодий, которые вы когда-либо слышали. Это стало возможным благодаря экспертам Yamaha по акустике, которые разработали специальный расширительный бачок внутри впускной системы с ребристыми стенками, в духе музыкальных инструментов. Этот компонент, наряду с двойной выхлопной системой, которая состояла из коллекторов одинаковой длины, проложенных через многоступенчатый титановый глушитель, играли ключевую роль в саундтреке, похожем на F1, который мог воспроизводить двигатель.

Lexus LFA и его фантастический V10 ручной сборки производились с декабря 2010 по декабрь 2012 года ограниченным тиражом в 500 единиц. Легкий, компактный, инновационный и приятный на слух, 1LR-GUE — это инженерное произведение искусства, которое заслуженно занимает место среди лучших десятицилиндровых двигателей, когда-либо созданных.