2022-08-08 08:09+03:00
Эксперты назвали основные проблемы, связанные с утилизацией аккумуляторов электрокаров
Пока рынок электрокаров растёт, перед инженерами и экологами встаёт новая проблема — утилизация литий-ионных батарей большой ёмкости.
В последние годы рынок электрокаров рванул вверх. Причинами этого послужили, как стремление улучшить экологию планеты, так и снижение затрат на обслуживание электрокаров. Кроме того, в последние месяцы в мире резко подорожало топливо и газ, что также послужило причиной перехода на электрические машины.
Однако, несмотря на стремление специалистов улучшить экологическую ситуацию на Земле, электрокары несут в себе большую опасность — это использованные и вышедшие из строя батареи. Пока это действительно серьёзная проблема, ведь электрический транспорт только начала распространяться по планете, поэтому единого стандарта и алгоритма по утилизации аккумуляторов пока нет.
Сейчас этот процесс занимает достаточно много времени и требует крупных финансовых вливаний, но со временем ситуация должна измениться в лучшую сторону. В то же время Tesla утверждает, что способна переработать до 92% материалов из использованных аккумуляторов от своих же электрокаров, при этом сообщается, что ни один из вредных для окружающей среды элементов не попадает на свалку.
Таким образом, по мнению специалистов, в настоящее время существует три варианта работы с отработавшими аккумуляторами. Первый из них — это переработка батарей. На самом деле единственный элемент, который можно использовать после выход из строя элементов питания — это кобальт. Оставшиеся литий, марганец и никель также можно переработать и использовать повторно, но это очень дорогостоящий и длительный процесс. В этом случае остаётся два способа уничтожения остатков — кислота и высокие температуры. Однако тут вновь встаёт вопрос о выбросах и использовании большого количества энергии.
Существует ещё один метод переработки, при котором катодная смесь остаётся нетронутой, но он пока не готов для массового использования. К тому же, утилизация аккумуляторов требует больших затрат, связанных с их доставкой до предприятий — по некоторым подсчётам, на этот процесс приходится до 40% от общей стоимости утилизации.
Также рассматривается способ, при котором батареи, потерявшие до 30% своей ёмкости, извлекаются из электрокаров и используются повторно в другой сфере. Например, существуют стартапы, адаптирующие такие аккумуляторы под нужды частных домов. Это позволит, во-первых, отложить дату утилизации, во-вторых, решить проблемы с энергопотреблением в отдалённых регионах, а также продолжить использование батарей без существенных изменений и затрат. Однако, это не отменяет того факта, что элемент питания необходимо будет со временем утилизировать.
Наконец, некоторые специалисты считают, что отработавшие аккумуляторы следует складировать в отдалённых местах, чтобы при разработке оптимальной технологии по их утилизации, переработать батареи и получить либо выгоду, либо материалы. Однако, и тут есть нюансы — литий-ионные батареи имеют склонность к самовозгоранию в случае их повреждения.