2023-01-03 13:04+03:00

Evolute, Москвич и электрическая LADA - что еще ждет россиян в 2023 году

Автоэксперт Игорь Моржаретто сообщил, что ждать от российского авторынка в 2023 году

©A. Krivonosov

Прошедший год стал тяжелым испытанием для автопрома России, но он, отметил Игорь Моржаретто, смог кое-как выжить. При этом тот же «АвтоВАЗ» строит на 2023 год амбициозные планы по подъему автопроизводства «с колен» — планируется выпустить аж 400 тыс. новых автомобилей, из которых порядка 110 тыс. будет приходиться на обновленную LADA Vesta. Правда ожидается, что компания сможет выпускать только упрощенные версии модели, то есть старый автомобиль, но в слегка обновленном кузове и со старыми агрегатами. Помимо Vesta загрузку конвейеров «Автоваза» должны обеспечить Granta, Niva Legend и Niva Travel, а также Largus, который, как ожидается, вернется на сборочную линию ближе к осени. Все эти обещания мы слышали и в 2022 году.

Кроме того, тольяттинскому автогиганту достались бесплатно и активы Nissan, в том числе завод в Санкт-Петербурге. И там планируется выпускать автомобили LADA. Правда «Ладами» они будут на столько же, на сколько и Evolute — китайские машины собранные по методу крупноузловой сборки и с приклееными шильдиками. В Ижевске на площадке «АвтоВАЗа» также намечается «прорыв» — выпуск электрической версии e-Largus, но серийно этот процесс планируется наладить только с 2024 года.

Как отмечает ТАСС, у российской компании довольно большой потенциал. Например, в первое десятилетие 2000-х он показывал рекорды производительности: ежегодно выпускал более 700 тыс. авто. Текущие мощности завода составляют около 850 тыс. машин в год, если максимально загрузит три производственные линии в Тольятти и одну в Ижевске. И это без учета «ниссановского» конвейера.

Однако весь этот объем невостребованн по нескольким причинам. Во-первых, у людей элементарно нет денег на LADA за 2 млн рублей. Кроме того, за эти деньги многие предпочитают приобрести более качественного и оснащенного европейца или корейца.

Будут стараться активно увеличивать долю и новые (или хорошо забытые старые) отечественные производители — в первую очередь завод «Москвич». Заявленный план по выпуску на 2023 год — собрать не менее 50 тыс. автомобилей. При этом намечается и расширение модельного ряда. Правда пока что все машины, сходящие с бывшего конвейера Renault Group, оседают лишь в автопарках такси и каршеринговых служб.

На калининградском заводе «Автотор» планируют запустить производство автомобилей стразу трех новых брендов. Но каких — пока секрет. Возможно, даже для руководства марки, которое находится только на стадии переговоров... Естественно, с китайскими партнерами. Производственный план на 2023 год — от 50 тыс. до 70 тыс. автомобилей.

Компании из КНР, похоже, пришли на наш рынок всерьез и, уверен, надолго — по итогам 2022 года каждый третий новый автомобиль, проданный в РФ, был собран в Поднебесной. Однако стоит признать, что пока публично развивает свою деятельность на российском авторынке только небольшой круг китайских компаний и те не планируют пока строительство собственных заводов или выкуп простаивающих мощностей. Их понять можно — случись что-то вроде февральских событий и многомиллиардные инвестиции пойдут в чьи-то карманы здесь.

Тем не менее китайцы явно и дальше продолжат вызывать изменения на российском автомобильном рынке. О планах нарастить мощности своих заводов заявляли компании Great Wall Motors (бренд Haval) и Geely. Концерн Chery в 2023 году рассчитывает продать в России 200 тыс. автомобилей (естественно, суммарно с суббрендами EXEED и OMODA). Правда, добиться таких показателей, не имея собственного производства в РФ, крайне сложно. Может быть, как раз «Автотор» или завод Nissan в Санкт-Петербурге помогут в этом.

Не стоит забывать и про такие бренды, как Skywell и Evolute. Правда все они — читые китайцы. В новом году, как рассказал генеральный директор «Автотор Холдинг» Александр Сорокин, планируется наряду с обычными автомобилями запустить на калининградском предприятии производство компактного электромобиля — совместно с китайским партнером.

Спрос на электромобили, конечно, растет, но он все еще очень зависит от инфраструктуры и помощи государства. В ряде регионов уже установлены нулевой транспортный налог и льготы при парковке; правительство дает скидку до 35% при покупке такого авто, но с некоторыми условиями, поэтому приобрести можно сейчас разве что «Москвич» и Evolute со скидкой.

В общем, как считает Моржаретто, в 2023-м будет продолжаться передел российского авторынка — при поддержке правительства. Интерес государства здесь понятен: надо поддержать отечественного производителя и при этом насытить рынок (желательно моделями, доступными по цене).