2023-06-20 15:00+03:00
Как восстановить утерянные документы на автомобиль
Назван способ восстановить утерянные документы на автомобиль
Иногда некоторые водители в России сталкиваются с ситуацией, когда садясь в машину обнаруживают, что документов то на нее и нет. Их могут оставить на кассе в магазине, а может, вытащили карманники. И сразу представляется неприятный разговор с сотрудником ГИБДД и потерянный в МРЭО день, ведь документы нужно как-то восстанавливать. Издание SPEEDME.RU с автоюристом Сергеем Сухоруковым попыталось разобраться в этом вопросе.
Условно все автодокументы можно разделить на три категории:
- документы, подтверждающие право собственности (договор купли-продажи, договор дарения, свидетельство о праве на наследство, исполнительный лист, судебный приказ). На основании этих документов у владельца возникает право собственности на машину. Выглядеть документ может как обычный тетрадный листок, текст в нем может быть написан от руки, но он в любом случае имеет юридическую силу.
- документы, идентифицирующие транспортное средство. К ним относится ПТС и СТС. Еще встречаются технический паспорт или технический талон транспортного средства. Их выдавали до мая 1993 года.
- документы, которые оформляют в процессе эксплуатации автомобиля. Среди них — диагностическая карта, полисы ОСАГО и каско, полис добровольного страхования гражданской ответственности.
В некоторых случаях эти документы обязательны — например, без действующей диагностической карты и полиса ОСАГО автомобиль старше четырех лет, включая год изготовления, не зарегистрируют в ГИБДД. А вот полис каско или добровольного страхования гражданской ответственности нужны, только если произошел страховой случай, чтобы получить выплаты.
Водительское удостоверение могут потребовать сотрудники ГИБДД — за руль без прав садиться запрещено. Хотя этот документ и не относится непосредственно к машине.
Если потерять один из этих документов, могут начаться проблемы. Что именно может произойти, зависит от того, какой именно документ утерян и на каком этапе его потеряли. Процесс восстановления может быть разным. Здесь все зависит от того, о каком документе идет речь.
Договор купли-продажи и договор дарения, утерянные до регистрации автомобиля, могут восстановить только покупатель и продавец либо даритель и одаряемый. Бывают ситуации, когда это невозможно — например, если продавец автомобиля уехал, умер или просто не хочет подписывать новый договор. Или автосалон, продавший автомобиль, прекратил существование. Это не препятствует обращению в ГИБДД, но велика вероятность, что инспекторы отправят покупателя автомобиля в суд.
Отсутствие письменного договора не означает, что сделку автоматически признают недействительной, но доказать в суде, что она и правда была, будет непросто. Такую сделку нельзя подтверждать показаниями свидетелей, но можно использовать другие доказательства: например, расписки о передаче денег или даже банковскую выписку о переводе денег за машину со счета на счет. В любом случае суд будет изучать всю совокупность доказательств — как документы, так и показания сторон договора.
Свидетельство о праве на наследство при утере восстановить невозможно. Но можно получить дубликат — он имеет такую же юридическую силу, что и оригинал. Для этого нужно обратиться к нотариусу, который выдал первый раз свидетельство. Обратиться с заявлением имеет право наследник или его представитель.
Исполнительный лист или судебный приказ можно получить в суде, принявшем решение об их выдаче. Для этого необходимо подать заявление. Оно должно быть рассмотрено на судебном заседании в течение десяти дней. Об этом заявлении известят всех, кто участвовал в деле. Но если кто-то из них не явится на заседание, это не будут считать препятствием к рассмотрению. В ходе заседания суд выясняет обстоятельства утраты исполнительного документа и исследует доказательства, которые подтверждают это.
Утеря бумажного паспорта транспортного средства может создать проблемы при продаже автомобиля или при его регистрации в ГИБДД. Предъявлять такой паспорт на дороге сотрудникам ГИБДД не нужно — за исключением ситуации, когда машина еще не зарегистрирована.
Бумажный ПТС на новый автомобиль с 2 ноября 2020 года получить невозможно, но те, что выданы ранее, действуют. При утере по-прежнему можно получить дубликат, заменить и внести изменения в ранее выданные паспорта. С 2025 года возможности заменить утерянный бумажный ПТС на аналогичный уже не будет — придется оформлять электронный.
При утрате бумажного ПТС владелец автомобиля может получить бумажный дубликат в ГИБДД. Для этого нужно подать заявление в любое регистрационное подразделение Госавтоинспекции. При этом придется уплатить госпошлину 800 рублей. Предоставлять автомобиль на осмотр при замене утерянного ПТС не нужно.
Электронный ПТС невозможно потерять, а значит, не придется платить за его восстановление. Чтобы получить доступ к электронным ПТС, собственнику будет необходимо зарегистрироваться на портале СЭП — системы электронных паспортов транспортных средств. Это можно сделать с логином и паролем от «Госуслуг».
Без свидетельства о регистрации транспортного средства также могут появиться проблемы на дороге. Это документ, который водители обязаны иметь при себе и предъявлять сотрудникам полиции для проверки по требованию. Санкция за отсутствие СТС — предупреждение или штраф 500 Р. А еще инспектор ГИБДД в такой ситуации вправе задержать транспортное средство и эвакуировать его на спецстоянку, за хранение на которой придется заплатить не малую сумму.
При утрате СТС владелец автомобиля может получить дубликат только в ГИБДД. Заявление о выдаче дубликата примут в любом регистрационном подразделении. Госпошлина за выдачу дубликата — 500 рублей. Из документов понадобится только паспорт собственника или обычная рукописная доверенность от его имени. Предоставлять автомобиль на осмотр не нужно.
Полис ОСАГО и каско можно бесплатно получить в офисе страховой компании. Для этого нужно обратиться туда с заявлением о выдаче дубликата. Кроме бумажного дубликата полиса есть возможность получить электронный — например, на электронную почту или через приложение страховой компании. С точки зрения закона электронные и бумажные полисы равнозначны: с ними можно претендовать на страховую выплату и предъявлять сотрудникам ГИБДД, если потребуется.
Утерянные права можно заменить в любом регистрационном подразделении ГИБДД. Из документов понадобится только паспорт гражданина РФ или иной документ, удостоверяющий личность. Госпошлина за замену водительского удостоверения — 2000 рублей. Сдавать экзамен в ГИБДД при этом не требуется. Медицинская справка не нужна, но срок действия в новых правах укажут тот же, что был в старых.