2023-06-26 13:43+03:00
Замена масла: какой способ выбрать и почему
Эксперт назвал правильный способ замены моторного масла в автомобиле
Любой автомобиль регулярно требует замены моторного масла. В большинстве своем этот процесс регламентирован технической документацией к автомобилю, где написано, что проводить замену масла стоит не реже одного раза в год или каждые 10 тыс. километров пробега. Однако специалисты автосервисов с учетом условий эксплуатации машин рекомендуют сократить эту цифру вдвое.
Существует два способа замены масла: классический, при котором отработка удаляется из двигателя через сливную пробку, и экспресс (вакуумная замена), когда масло удаляется через отверстие для щупа. Журналисты издания SPEEDME.RU в разговоре с мотористом Алексеем Степанцовым попробовали разобраться, есть ли наиболее предпочтительный способ или оба из них одинаково эффективны.
Стандартная процедура по замене масла в двигателе через сливную пробку проходит в 2 или 3 этапа: удаление старого масла, необязательная промывка двигателя и заливка свежего масла. Перед тем, как приступать к работе, автомобиль прогревают, чтобы поднять давление масла и спровоцировать более эффективное взбалтывание осадка — тех самых фракций (шлама, нагара), которые оседают на рабочих поверхностях и несут потенциальный вред мотору.
На первом этапе отработанное масло сливают через специальное отверстие в поддоне двигателя. Это удобнее делать на подъемнике, эстакаде или смотровой яме. У некоторых автомобилей клиренс позволяет слить его и без проведения дополнительных манипуляций.
Второй этап можно назвать «факультативным». Он проводится в том случае, если силовой агрегат сильно загрязнен или планируется переход на другой тип масла. Для промывки двигателя в него заливают еще около литра чистого масла (специального промывочного или того, которое будет использоваться впоследствие), после чего мотор разово прокручивают стартером. Далее сливную пробку снова снимают, маслу дают время стечь из поддона. На третьем этапе производится заливка нужного объема свежей техжидкости. Делается это через заливную горловину сразу после установки нового масляного фильтра.
«Такой метод используют большинство автолюбителей. Однако он имеет один существенный недостаток: старое масло удаляется не полностью. В различных технологических полостях и каналах остается до 500 мл отработки, которая смешивается со свежезалитым маслом», — заявил Алексей Степанцов.
Избежать этого можно несколькими способами. Самый эффективный — это снять фильтр после слива отработанного масла, а на его место подключить специальный аппарат, нагнетающий сжатый воздух. Он выдавит остатки масла из каналов и полостей через отверстие в поддоне картера.
Однако есть и более экзотический способ замены масла — через щуп. Первым делом стоит отметить тот факт, что экспресс-замену масла невозможно осуществить без специального оборудования. Помимо емкости для сбора отработки, потребуется ручная или автоматическая установка для откачки жидкости и набор специальных щупов.
Такие устройства редко бывают в распоряжении самих автовладельцев, поэтому экспресс-замену чаще возможно осуществить только на СТО.
Первым делом двигатель прогревают до рабочей температуры. Масло при этом становится менее вязким и легче стекает в картер. После выключения силового агрегата измерительный щуп вытаскивают из штатного отверстия, а вместо него вставляют специальный щуп для извлечения технических жидкостей. Его доводят до упора в самую нижнюю точку картера. После этого щуп подсоединяют к шлангу аппарата по откачке масла. За счет эффекта разряжения происходит перепад давления, в результате отработанная жидкость поднимается по трубке вверх. Когда откачка завершена, щуп извлекают.
После замены фильтрующего элемента заливают свежее масло. Его уровень контролируют с помощью измерительного щупа, который предварительно возвращают на штатное место.
Особое внимание при экспресс-замене масла уделяют контролю объема слитой отработки: он должен соответствовать объему, указанному в технической документации на автомобиль (допускается разница в 100-200 грамм). Кроме того, обязательно проверяют надежность крепления всех элементов щупа для откачки жидкости: если при извлечении трубки на ней будет отсутствовать насадка, неизбежно придется снимать поддон картера
Этот процесс сильно экономит время, поскольку занимает всего 15-20 минут. К тому же, не требуется подъемник.
При классическом способе замены в двигателе остается от 10 до 20% отработанной жидкости, при вакуумном за счет создаваемого давления выдавливается максимальное количество отработки. при этом установка для откачки масла абсолютно герметична, что позволяет осуществлять сбор отработанного материала без ущерба для окружающей среды
Самым большим недостатком экспресс-замены является отсутствие возможности полностью удалить так называемые «тяжелые масла» (с примесью металлической пыли), грязь, остатки сгоревшего масла, которые скапливаются в нижней части поддона двигателя, заявляет Степанцов. Также отсутствует возможность произвести осмотр ходовой части и днища автомобиля.
У каждого из названных способов замены масла есть как свои «плюсы», так и свои «минусы». Именно поэтому назвать какой-то из них лучшим нельзя. Экспресс-метод, несмотря на свои недостатки, позиционируется как наиболее быстрый, но при этом не самый эффективный. Таким образом, откачивать масло или сливать, каждый автовладелец решает для себя сам. Но многие автолюбители со стажем рекомендуют чередовать классическую и аппаратную замену, что частично нивелирует недостатки обоих способов.