2023-07-31 13:44+03:00
Водителям рассказали о единственном правильном способе переключать передачи в автомобиле
Эксперты назвали безопасный способ переключать передачи в автомобиле
Чтобы уверенно управлять машиной на механике, нужно понять, как работает трансмиссия. В состав трансмиссии входит МКПП – коробка передач, внутри которой находятся валы с шестернями. С помощью рычага водитель переводит их в определенные положения, называемые передачами. В зависимости от скорости и режима движения водитель должен выбрать правильную передачу и аккуратно переключиться, используя, в том числе, педаль сцепления.
Ее задача – разъединять два диска, ведущий и ведомый. При отпущенной педали эти элементы соединены вместе и передают крутящий момент на ведущие колеса. Как только водитель нажимает на сцепление, диски разъединяются, валы и шестерни внутри коробки останавливаются, что позволяет переключать передачи. Как делать это правильно решили разобраться журналисты издания SPEEDME.RU вместе с инструктором одной из автошкол.
Начинающий водитель помнит о необходимости медленно отпускать сцепление, но не понимает, как это делать. Он нажимает педаль, и как только машина поехала, резко ее бросает, в результате чего автомобиль дергается, мотор глохнет. Чтобы этого избежать, нужно ненадолго задержать ногу на педали и убрать, когда авто проедет некоторое расстояние.
Вторая причина рывков – слабый разгон. Новичку сложно одновременно работать с педалью и рычагом, поэтому переключение на повышенную передачу затягивается. Машина теряет скорость и дергается. Чтобы этого избежать, перед переключением нужно посильнее разогнать автомобиль.
Машина может «взбрыкнуть» из-за неправильного перехода на пониженную передачу. Если при переключении быстро опустить педаль сцепления, автомобиль сильно дернется. Чтобы этого избежать, нужно задержать ногу на педали на две-три секунды, пока двигатель не наберет нужные обороты.
Еще одна причина – неправильный выбор передач. Хотя на рычаг нанесено расположение скоростей, переключение происходит практически на ощупь. Новичок может «перескочить» на позицию, находящуюся рядом. Например, вместо второй передачи попасть на четвертую. Из-за недостаточного разгона машина начинает двигаться рывками и может в конечном итоге заглохнуть.
Поэтому при движении на машине с МКПП прислушивайтесь к звукам двигателя – если раздается гудение, а машина движется с «натяжкой» – пора переходить на следующую передачу. Если она дергается, не тянет, то передачу лучше понизить.
Определить необходимость перехода на другую передачу можно по следующим признакам:
- По показаниям спидометра – при 20 км/ч нужно переключиться на вторую скорость, при 40 км/ч – на третью, при 60 км/ч на четвертую и на последующие –через каждые 20 км/ч. Это принцип используется и при переходе на пониженные передачи.
- По показателям тахометра – прибора, регистрирующего обороты двигателя. Оптимальный рабочий интервал – 1,5-2,5 тысяч оборотов. Если показатель превышен, нужно переключиться на повышенную передачу, если он упал – переходить на пониженную. На некоторых машинах рабочая зона для наглядности обозначена на тахометре красным цветом.
Своевременно переключение скоростей сделает вождение комфортным, снизит расход топлива, а также продлит срок службы мотора и трансмиссии.
Повышать передачу необходимо при переходе машины на более высокую скорость. Когда машина разгонится до рекомендуемой скорости, а показания тахометра достигнут 2–2,5 тыс. оборотов, переходите на повышенную передачу. Алгоритм действий здесь очень прост:
- нажмите левой ногой на педаль сцепления и переведите рычаг переключения передач в нужное положение. Схема передач нарисована его на верхней части;
- задержите ногу на педали на пару секунд и переведите на подставку;
- добавьте газ;
- продолжайте движение. Если решили ехать еще быстрее при достижении следующего скоростного порога или предела рабочих оборотов тахометра, переключитесь повторно.
Переходить на пониженную передачу сложнее, чем на повышенную, поскольку обороты двигателя не падают, а повышаются. Автомобилю приходится разгонять тяжелые высокоинерционные части мотора, что не так легко сделать. Поэтому машина «сопротивляется» – даже незначительные погрешности при переключении приводят к дерганью и «клевкам».
Существует два способа понижать передачу – с перегазовкой и без нее. Переключение на пониженную передачу без перегазовки применяют при переключении на соседнюю понижению скорость – например, с четвертой и третью. Переход осуществляется по следующему алгоритму:
- снизьте скорость до показателя, оптимального для переключения. Если машина будет ехать слишком быстро, при переходе на пониженную передачу раздастся неприятный хруст в коробке, или рычаг вообще не займет нужное положение;
- нажмите педаль сцепления и переведите рычаг в нейтральное положение. Задержите его там буквально на пару секунд. Синхронизаторы коробки выровняют обороты, и переключение произойдет мягче;
- включите пониженную передачу – при этом не отпускайте резко педаль сцепления, чтобы машина не дернулась. Делайте все плавно;
- продолжайте движение.
Дальнейшие действия зависит от того, с какой скоростью планируется ехать дальше:
- при дальнейшем снижении скорости не нажимайте педаль газа, и машина будет тормозить двигателем;
- если нужная скорость достигнута, слегка надавите на акселератор;
- в ситуации, когда пониженная передача включалась для разгона – вдавите педаль газа и двигайтесь вперед.
Способ переключения на пониженную передачу с перегазовкой известен с семидесятых годов, когда транспортные средства не оснащались синхронизаторами и перейти на другую передачу без перегазовки было невозможно. Сейчас этим методом удобно пользоваться при переключении на пониженную передачу на слишком быстро движущемся автомобиле. Например, если надо сразу перейти с четвертой скорости на вторую при торможении двигателем, резкой смене дорожного рельефа, при необходимости значительно повысить обороты для совершения обгона.
В этом случае рычаг двигается с большим усилием или вообще не втыкается в нужную скорость. При этом снижается срок эксплуатации коробки. Исправить ситуацию можно с помощью перегазовки – дополнительных нажатий на педаль газа. Нажатие акселератора до переключения передачи «раскручивает» двигатель, и он легче принимает повышенные обороты.
Алгоритм перехода на пониженные обороты с перегазовкой:
- выжмите сцепление и отпустите газ;
- переведите рычаг переключения скоростей в нейтральное положение;
- нажмите на акселератор, чтобы стрелка тахометра дошла до 3,0– 3,5 тысяч об/мин, и отпустите педаль. Лишние обороты закладывают на случай снижения в процессе переключения. Особенно важен такой запас новичку, который не всегда может быстро перейти на пониженную передачу;
- надавите еще раз на сцепление и переведите рычаг в нужное положение. Теперь это легко сделать.
Эта процедура не обязательна – если МППП позволяет «перепрыгивать» скорости без перегазовки, повторно давить на акселератор не требуется.
Чаще всего встречаются следующие ошибки при переходе на повышенные и пониженные передачи:
- Стремление во чтобы то ни стало воткнуть рычаг скоростей в нужное положение. Необходимость прикладывать усилия – признак неправильных действий водителя. Посмотрите, возможно, не нажата педаль сцепления или вы пытаетесь включить задний ход.
- Постоянная наполовину нажатая педаль сцепления – при таком положении ведущий и ведомый диск полностью не разъединяются и трутся друг от друга. Это приводит к их быстрому износу.
- Стремление постоянно держать ногу на сцеплении в пробке или возле светофора. Новички такое делают чтобы автомобиль не заглох, но при этом быстро устают. Проще перевести рычаг в нейтральное положение, а, когда загорится зеленый свет или автомобильный затор начнет рассасываться, переключиться на нужную передачу. После совершения маневра уберите ноги на подставку.
- Постоянная езда на одной-двух выбранных скоростях. Этим грешат водители, пересевшие с автомата. Переключать передачи приходится реже, но снижается безопасность езды и увеличивается износ механизмов.
- Позднее переключение. Новички думают, что после этого машина рванет или начнет ехать гораздо медленнее. Такого не произойдет – скорость автомобиля зависит от газа, а не от выбранной передачи. Поэтому следите за показаниями спидометра и тахометра, чтобы вовремя повышать или понижать передачи.
- Переключение на задний ход до полной остановки автомобиля. Элементы коробки не могут сразу поменять направление вращения на противоположное, поэтому МКПП может выйти из строя.
Переходить с одной передачи на другую на механике проще, чем думают многие. С каждым разом навыки будут улучшаться и поездки на автомобиле начнут приносить положительные эмоции.