Следи за скоростью
16+

История первого трехколесного автомобиля

Обычно, слыша «трехколесный автомобиль» мы представляем что то очень компактное, что то похожее на мотоколяску. В большинстве случаев это так и есть. В большинстве, но не всегда.
Автор: Денис Денисов, редактор

В 1933 году, компания The Dymaxion Corporation из города Бриджпорт, что в штате Коннектикут, построила трехколесный микроавтобус длинной шесть метров. Автомобиль, названый Dymaxion, был способен принять на борт до 11 пассажиров и на этом странности не заканчивались. Судите сами, машина была заднемоторной, оснащалась двигателем Ford flathead V8, приводившим в движение передние колёса. А вот управляемым было, как раз, заднее — единственное колесо поворачивалось оно на угол до 90°.

Создавая такую нетривиальную конструкцию, владелец компании The Dymaxion Corporation, изобретатель и дизайнер Бакминстер Фуллер ставил задачу создать сверхманевренный, сверхэкономичный и при этом недорогой автомобиль. И все было бы хорошо, если бы не одно но: безопасность. Представленная на Чикагской выставке 1933 года машина была сверхманевренной, весьма экономичной и недорогой, особенно в своём классе. Прекрасно было практически все, за исключением одной мелочи — безопасности.

Из-за своеобразной аэродинамики с приподнятой передней частью, при наборе высокой скорость постепенно разгружалось заднее, управляемое колесо, вплоть до полного его отрыва от дороги.

Но даже если заднее колесо имело контакт с дорогой, резкий его поворот, с учетом массы V8 и КПП, мог привести к опрокидыванию. Это и произошло с первым прототипом: его прямо на выставке в Детройте разбили. Позже автомобиль полностью отремонтировали, а затем продали директору автомобильного подразделения Бюро стандартов США. Однако на этом злоключения первого Dymaxion не закончились, вскоре после покупки он был полностью уничтожен при пожаре в гараже.

Но неудачи не остановили Бакминстера Фуллера и он построил еще две аналогичные машины. Одну из них работала в рекламе и позже была приобретена национальным автомобильным музеем в Рино, а вторую эксплуатировал сам Фуллер, пройдя на ней более 300 000 миль (около полумиллиона километров) и постепенно совершенствуя свое детище.

Конструктор ставил задачу — пройти 30 миль на галлон, при максимальной скорости 120 миль в час, что соответствовало бы расходу 7,8 литра на 100 км. Достигнуть таких показателей так и не удалось, но получилось добиться расхода топлива в пределах 11 литров 100 км, что, с учетом габаритов и массы автомобиля, тоже очень неплохо даже сейчас, не говоря уж про 30-е годы прошлого века. Однако проблемы с устойчивостью и управляемостью на больших скоростях преодолеть так и не удалось, и постепенно тема сошла на нет.