Следи за скоростью
16+

Первый внедорожный суперлюкс: история полноприводного лимузина ЗИС-110Ш

Bentley Bentayga, а немного позже и в большей степени Rolls-Royce Cullinan, раздвинули границы класса внедорожников до уровня самых шикарных и дорогих представительских автомобилей, но один из первых суперлюксовых внедорожников появился на 70 лет раньше, в послевоенном СССР.
Автор: Денис Денисов, редактор

Работы по созданию модификации ЗИС-110 повышенной проходимости начались по просьбе военных. Только что прошедшие войну маршалы отлично помнили, что такое фронтовые дороги, но уже хотели перемещаться в чем-нибудь посолиднее и покомфортнее Willys или ГАЗ-67. Для них была инициирована разработка автомобиля с индексом 110Ш «штабной».

Для ускорения работ конструкторы использовали агрегаты лендлизовского «додж-три четверти». Благо, его задняя колея была всего на 50 мм шире, чем у стандартного 110-го, а передняя — на 150 мм. Для обеспечения приемлемой тяги на бездорожье, в отсутствии понижающей передачи, на автомобиль установили форсированный 162-сильный мотор с увеличенной степенью сжатия и двумя карбюраторами от бронированного ЗИС-115. Для лучшей проходимости лимузин получил импортные шины фирмы «Goodyear» размером 9,00-16.

Во время испытаний спешно собранных автомобилей вылезло немало недостатков. Оказалось, что уплотнители кузова, вроде бы прилично работающие в обычной жизни, на бездорожье пропускают грязь и пыль. Экстремальных нагрузок не выдерживала подвеска, плохо работало рулевое управление. Пришло понимание, что «малой кровью» качественный автомобиль, тем более нового класса не создать.

В 1956 году был готов серьезно доработанный вариант лимузина повышенной проходимости — ЗИС-110П. На нём применили изменённую раму, поставили масляный радиатор, применили отечественную раздаточную коробку ГАЗ-62. Был изготовлен вариант и без демультипликатора, но понижающая передача, разумеется, улучшала проходимость автомобиля. В коробке передач увеличили передаточные числа первой и второй ступеней. Развесовка огромного автомобиля массой 3155 кг получилась близкой к идеальной: 49 на 51%.

Автомобиль получил оригинальную независимую пружинную переднюю подвеску на треугольных рычагах. Интересно, что впервые в СССР, а наврное и в мире, в полноприводном автомобиле серьёзное внимание уделили не только проходимости, но и управляемости.

Автомобиль признали пригодным к эксплуатации. Точное количество выпущенных ЗИС-110П неизвестно, но оно вряд ли превышает 47 экземпляров.