Следи за скоростью
16+

Друг пешеходов: история Austin-Morris 1300 SRV5

Этот маленький автомобильчик, пожалуй, можно назвать самой странной машиной 70-х годов прошлого века.
Автор: Денис Денисов, редактор

В построенном в 1974 году фирмой Leyland, на базе серийной модели 1300, Leyland Prototype основное внимание было уделено безопасности пешеходов. В те годы взгляд автопроизводителей на вопросы безопасности сильно отличался от нынешнего, во многих автомобилях, не то что подушек, ремней то не было. А тут такая забота о пешеходах.

Надо сказать, что в British Leyland в тот период весьма серьёзно занялись работой по повышению безопасности своих автомобилей. В середине 70-х, по программе ESV, было создано и испытано пять прототипов с индексом SRV. SRV1, построенный на базе седана Morris Marina, получил ударопоглощающий передний бампер, новые задние сиденья, оснащенные ремнями безопасности и фронтальные подушки безопасности.

SRV2 созданный так же на базе Marina, дополнительно имел более низкую переднюю часть с развитым алюминиевым передним бампером. Оба прототипа гарантировали выживание пассажиров при лобовом ударе на скорости до 40 миль/час.

На SRV3 были обкатаны технологии защиты седоков от бокового удара и переворотов. SRV4, построенный на базе компактного хэтчбека Mini Clubman, получил удлиненную колесную базу, что позволило создать больше пространства для ног задних пассажиров, а следовательно — снизить риски их травм при фронтальном ударе. Так же машину снабдили фронтальными подушками безопасности и инерционными ремнями безопасности на всех сиденьях. Последним был наш сегодняшний герой — SRV5.

На «пятёрке» установили мягкий передний бампер и скошенный вперед капот с очень низкой фронтальной линией, в случае дтп, это должно было предотвратить «затягивание» «жертвы» под машину. Вместо этого пострадавший просто «приземлялся на капот. Но и это еще не всё, чтобы пешеход не скатился под колеса при торможении, по периметру передней части машины автоматически раскладывалось ограждение! Высота этой алюминиевой конструкции, опять же, по соображениям безопасности была совсем не большой, но ее был вполне достаточное для того, чтобы скатиться с капота можно было только вбок, но никак не вперед, под колеса.

Задумка обезопасить пешеходов была, в принципе, довольно не неплохой. Но это задумка. Все эти эелементы.штатно работали только на совсем низкой скорости.Судите сами: в большинстве дтп, когда скорость автомобиля чуть больше черепашьей, сбитый пешеход имеет такую инерцию, что приземляется не на капот, а влетает в лобовое стекло, а то и на крышу, скатываясь на капот уже потом. Или же, если капот высокий, отбрасывается далеко вперед. С другой стороны, если в момент столкновения скорость на столько небольшая, что «жертва» остаётся на капоте, то и риск затягивания под машину, в случае легкового автомобиля, практически нулевой.

В конечном счёте, к подобному выводу пришли и конструкторы Leyland. Несмотря на успешные испытания, ни одно из реализованных в Austin-Morris 1300 SRV5 технических решений в серийных автомобилях использовано не было.