Следи за скоростью
16+

Специалистов из NASA привлекли для обличения Toyota

Снова скандал вокруг японского производителя, который в очередной раз начался в США — самопроизвольное ускорение автомобилей Toyota.
Автор: Дмитрий Новиков, редактор

В 2010 году Национальное агентство дорожной безопасности США (вот уж у кого, судя по всему, всегда есть работа) начинает расследование случаев самопроизвольного ускорения автомобилей марки Toyota. В течение десяти месяцев специалисты NHTSA совместно с программистами из NASA пытались найти причины неисправности электронной системы управления дроссельной заслонкой и системы тормозов. Позже Конгресс США признал, что исследование было недостаточно долгим для того, чтобы найти причины поломок, и в 2012 году инициирует два расследования, которые позже объединяют в одно.

А началось это, как водится, достаточно давно. В 2006 году суд присяжных в Миннесоте рассматривал дело о тройном смертельном исходе в результате столкновения двух легковых автомобилей. Под следствием находился водитель Toyota Camry 1996 года выпуска, который утверждал, что при подъезде к перекрёстку его автомобиль самопроизвольно ускорился вместо того, чтобы затормозить и врезался в стоявший на светофоре Oldsmobile Cutlass Ciera. В результате столкновения на месте происшествия погиб водитель Oldsmobile и его 9-летний сын, 6-летняя дочь позже скончалась в больнице. В ходе разбирательств присяжные признали, что 60-процентная вина в этой аварии лежит на Toyota из-за неисправного акселератора, а 40-процентная на водителе этого автомобиля, который ранее отбыл три года в тюрьме.

Следующая трагедия произошла в 2010 году, когда полицейский из Сан-Диего вместе со своей семьёй из-за непроизвольного ускорения его автомобиля Lexus ES 350 столкнулся с другой легковушкой и вылетел с дороги. В результате этого ДТП погибла целая семья из четырёх человек. В тот раз расследование показало, что виной всему стал резиновый коврик под ногами водителя, который заклинил педаль газа в нажатом положении. Из-за этого случая Toyota оперативно объявила отзывную кампанию, в которую попало 13 моделей и примерно 5,3 миллиона автомобилей. Производитель переделал пол со стороны водителя и укоротил педаль газа.

Уже через год после многочисленных негативных отзывах от владельцев авто марки Toyota, производитель нашёл ещё одну причину поломки — сама педаль акселератора. Дело в том, что на свои машины Toyota ставила конструктивно разные педали газа — одну производила японская компания Denso, а вторую — американская CTS. Вот как раз в последней и возникал эффект, который американцы назвали «sticking pedal» или «залипающая педаль». Последовал второй отзыв, на этот раз Toyota пришлось дорабатывать ещё 4 миллиона машин. На это время заводы марки в Канаде и США были остановлены на неделю в ожидании поставок работающих педалей.

Казалось бы, всё хорошо и производитель может расслабиться. Но тут Toyota вынуждена проводить третью отзывную кампанию — на этот раз проблемы с педалями стали возникать у гибрида Prius. Только в этом случае неправильно начинала работать педаль тормоза — при торможении на неровной дороге программное обеспечение даёт сбой при переходе от режима рекуперации к использованию тормозных дисков, в результате чего усилие на педали на мгновение пропадает. В этом случае статистика аварий не такая ужасная, как с залипающим газом — 120 жалоб и 4 ДТП без погибших.

Как итог, по данным американских журналистов, из-за неправильных ковриков и залипающей педали газа в США было зарегистрировано 815 аварий с 19 погибшими за 11 лет. По данным NHTSA, с 2006 года по той же причине погибло 5 человек и ещё 18 получили ранения. В отношении Toyota началось расследование по поводу сокрытия проблем и сговора. В результате, производитель выплатил штраф американскому правительству в размере 1,2 миллиарда долларов, а пострадавшим американцам, их семьям и клиентам Toyota в принципе, фирма должна будет заплатить ещё примерно 1,63 миллиарда долларов. Кроме этого японскую компанию обязали регулярно предоставлять независимым экспертам данные о публичном раскрытии информации о выявленных дефектах.