Как «машина времени» привела к банкротству
Джон Захария Делореан родился в 1925 году в городе Детройт, США. С юных лет будущий инженер понял важность получения хорошего образования и за свою жизнь он закончил не одно учебное заведение. Изначально Джон получил стипендию в Лоуренсовском технологическом институте, по окончании которого получил степень бакалавра машиностроения, а затем стал магистром Крайслеровского института.
Некоторое время после обучение Делореан проработал в компании Chrysler, затем в фирме Packard, где внёс свой вклад в разработку автоматической коробки передач Twin Ultramatic. В 1956 году компания Packard была куплена фирмой Studebaker и Джону предложили выбрать одну из пяти должностей в разных подразделениях компании, Делореан выбрал Pontiac. За время работы на марку инженер разработал и запатентовал более 200 технологий и устройств, которыми пользуются все автомобилисты мира до сих пор. Среди них резиновый бампер, сигнал поворота и шарнирные дворники. В 1961 году Джон Делореан был повышен до должности главного инженера. К середине 60-х годов Pontiac выпустил легендарный Pontiac GTO, который разрабатывался при участии самого Делореана. А в 1965 году Джон стал президентом марки.
С 1965 по 1974 годы Делореан принимал непосредственное участие во многих проектах, успел вывести из кризиса Pontiac и Chevrolet, а также организовать благотворительную организацию «Национальный союз бизнесменов» и написать книгу «Дженерал Моторс в истинном свете». А в 1974 году основал собственную компанию под названием DMC — DeLorean Motor Company. В рамках этого проекта Делореан хотел построить спорткар своей мечты, которым и стал тот самый DMC-12.
Но поговорим о самом автомобиле. DMC-12 должен был вобрать в себя все технологии тех времён, он должен был стать долговечным, быстрым и недорогим. На деле же, 2,8-литровый атмосферный двигатель V6 совместной разработки Renault, Peugeot и Volvo выдавал всего 130 л.с. Наверное, первоначальная идея создателя машины, которая заключалась в использовании роторного двигателя Ванкеля, не была такой уж плохой. Так или иначе, первый автомобиль DMC-12 сошёл с конвейера в 1976 году, однако в ходе испытаний выяснился ряд проблем, которые заключались в плохой управляемости автомобиля. Их решил Коллин Чэпмэн — генеральный директор Lotus, который провёл капитальный ремонт производственной линии и заменил новые непроверенные технологии на те, которые применялись при производстве спорткаров Lotus.
Наконец, в 1981 году, началась серийная сборка спорткара мечты. К сожалению, обстоятельства были против Делореана — в то время экономика США переживала рецессию, вследствие чего на завод потянулись малоквалифицированные работники, которые также внесли свой клад в качество сборки спорткаров. Делореан выплачивал своим сотрудникам высокие зарплаты, не контролировал процесс сборки машин, что приводило к бракам — многие клиенты компании жаловались на сборку автомобилей. Как следствие, модель разошлась тиражом примерно в 8 500 экземпляров.
Но просто биография Джона Делореана нас интересует не так, как скандал, связанный с ним, который разразился в 1982 году. Инженеру было предъявлено обвинение в продаже крупной партии наркотиков, по разным данным количество кокаина находилось в пределах 25 — 100 килограммов. Делореан попался с чемоданом, полным этого запрещённого вещества, в аэропорту. За этим последовал двухлетний судебный процесс и широкая огласка в средствах массовой информации. Стоит ли говорить, что это негативным образом сказалось на продажах компании DMC? В ходе разбирательств Делориану удалось доказать суду присяжных, что он не виновен, а в дело о наркотиках его втянуло ФБР.
После этого Джона Делореана обвинили в мошенничестве и присвоении чужих средств, однако, за все эти годы он так и не был осуждён. Так или иначе, но в итоге компании пришёл конец. В конце 1999 года Делореан объявил о своём банкротстве и до своей кончины был вынужден жить в однокомнатной квартире в Бедминстере. Он скончался в марте 2005 года от осложнений после инсульта, оставив за собой яркую, полную взлётов и падений жизнь.