Илон Маск прошлого века — Престон Такер и его автомобиль будущего
Более ста лет назад в штате Мичиган, США родился Престон Томас Такер — человек, сделавший себя сам (self-made, как говорят в Америке). В 17 лет юноша поступил на службу в полицию, где проработал около десяти лет. После увольнения Престон пошёл продавать автомобили марки Studebaker, а спустя три года переехал в Детройт, где открыл дилерский центр Dodge. Одновременно с этим Такер стал одним из руководителей компании American Automotive Corporation, где предпринял первую попытку создать гоночный автомобиль.
В период с 1940 по 1945 годы Такер руководил работами по производству оружейных башен для бронемашин и авиационных деталей. В 1946 года американское правительство сняло ограничение на производство легковых автомобилей и на рынок хлынули одинаковые машины от большой американской тройки — GM, Ford и Chrysler. А тем временем на автосалоне в Детройте Престон Такер показал свой автомобиль будущего, который произвёл фурор. Этой моделью стал Tucker 48, который на стадии разработки носил имя «Torpedo». Стоит отметить, что после Второй мировой войны инженеру пришлось сменить оригинальное название на год выхода автомобиля, чтобы не напоминать гражданам о войне.
Новый автомобиль на тогдашнем американском рынке стал буквально как глоток свежего воздуха. Tucker 48 обладал рядом таких преимуществ перед конкурентами и технологических решений, что в буквальном смысле опередил время. Автомобиль имел длинный обтекаемый кузов с покатой задней частью и третью фару, расположенную по центру капота, которая имела возможность поворачиваться в сторону поворота и подсвечивать его. Tucker 48 приводился в движение вертолётным 6-цилиндровым оппозитным двигателем Bell объёмом 5,5 литров, который мог работать как в паре с 4-ступенчатым «автоматом», так и вместе с механической КПП с электронным выбором передачи. С таким силовым агрегатом автомобиль мог разгоняться до 100 км/ч чуть более чем за 10 секунд и имел максимальную скорость в 190 км/ч. В проекте также был более мощный вариант исполнения с 9,7-литровым двигателем, однако различные трудности помешали выпустить такой автомобиль.
Кроме всего вышеперечисленного Tucker 48 обладал рядом уникальных по тем временам характеристик — инженер попытался сделать самый безопасный автомобиль середины XX века. Так, модель имела посадочные места, которые находились внутри шасси автомобиля, ремни безопасности, хороший обзор и лобовое стекло, которое при столкновении выпадало наружу. Кроме этого Tucker 48 оснащался дисковыми тормозами, системой впрыска топлива, мягкой приборной панелью, бескамерными шинами, независимой беспружинной подвеской и системой распределения крутящего момента между задними колёсами. Разумеется, из-за сжатых сроков и дороговизны некоторых решений, не все они добрались до серийного авто, но, тем не менее, по сравнению с конкурентами это был прорыв.
В этой истории любопытен ещё один факт: Престон Такер не имел средств на постройку завода и развитие собственного бренда, однако первые показы его детища произвели на потенциальных клиентов эффект разорвавшейся бомбы. После премьеры в Детройте создателя автомобиля будущего завалили письмами со словами поддержки и предложениями о сотрудничестве. Не имея ничего Такер начал собирать денежные средства с потенциальных покупателей и запустил первую рекламную кампанию. После этого число акционеров выросло до 40 000 человек, что позволило Престону открыть дилерскую сеть на полторы тысячи автосалонов, где ещё не было ни одного автомобиля, но продажники уже были готовы продавать концепцию Такера.
Как бы то ни было, но именно передовые идеи, доступность и безопасность Tucker 48 сыграли с автомобилем и его создателем злую шутку. В то время среди автопроизводителей США бытовало мнение, что модернизировать автомобили необходимо постепенно — так можно выкачать из покупателей максимально возможную сумму. А тут появился Такер со своим инновационным автомобилем и попытался переиграть старожилов рынка. Не тут-то было! Большая американская тройка очень быстро поняла к чему всё идёт и начала всячески мешать Такеру. К нему подсылали шпионов, проводили проверки и комиссии, за ним пристально следила финансовая полиция США. В результате против инженера и его компании было выдвинуто обвинение по 31 пункту, среди которых были мошенничество, растрата средств и обман клиентов. За два года судебных тяжб у Такера отобрали его завод в Чикаго и передали его во владение Ford. В 50-х годах вместо передовых автомобилей на нём выпускали комплектующие для бомбардировщиков B-38, участвовавших в боях в Корее.
В результате разбирательств Престона Такера признали невиновным по всем обвинениям. Однако в результате двухлетнего перерыва и многочисленных скандалов всё было кончено — компанию было нереально собрать по кускам. За тот короткий промежуток времени, что компании позволили спокойно работать, было выпущено чуть более 50 автомобилей, 47 из которых дожили до наших дней. Сейчас Tucker 48 можно встретить либо в частных коллекциях, либо в качестве музейного экспоната. Последний продаваемый экземпляр автомобиля ушёл с молотка за 750 000 долларов.
В 1955 году Такер переехал в Бразилию, где попытался наладить выпуск недорогого спортивного автомобиля. Он даже получил название — Tucker Carioca. Однако из-за начавшихся проблем со здоровьем проект не был реализован. В конце 1956 году Престон Такер вернулся в США, где и скончался от рака лёгких в возрасте 53 лет.