Duesenberg — символ богатства и роскоши начала прошлого века
В далёком 1913 году два брата Фредерик и Август Дюзенберги основали компанию Automobile & Motors Company, Inc. Оба молодых человека были инженерами-самоучками, которые на заре своей карьеры занимались постройкой велосипедов, затем двигателей различного применения, а потом и автомобилями. После основания собственной фирмы Август и Фредерик проектировали и собирали исключительно гоночные автомобили. Первым триумфом для братьев стало десятое место в гонке «500 миль Индианаполиса», которое занял Эдди Рикенбакер на автомобиле Duesenberg.
Вслед за первой успешной гонкой к братьям потянулись первые покупатели. Однако в 1917 году США вступает в Первую мировую войну и компания Duesenberg получает от государства заказ на производство двигателей для самолётов и катеров. Предприятие занималось сборкой авиационных двигателей Bugatti, 12-цилиндровых двигателей Liberty и своих собственных моторов. После окончания войны завод был продан компании Willys, а лицензия на производство гоночного двигателя — фирме Rochester. На вырученные деньги братья Дюзенберг принялись за создание нового мотора. Им стал 3-литровая рядная «восьмёрка» с верхним расположением распредвала и четырьмя клапанами на цилиндр. Его отдача достигала 115 л.с.
Именно на этом моторе и выпускался первый серийный автомобиль Duesenberg A. По сравнению с конкурентами, новинка была мощнее, легче и компактнее, за счёт чего обладала отменной управляемостью и скоростными качествами. Надо отметить, что созданием привычных для нас гидравлических тормозов мир обязан инженерам-самоучкам Дюзенбергам. Эх, как много денег они потеряли, не сообразив вовремя оформить патент на своё изобретение. Именно Model A стал первым серийным автомобилем с отличными гидравлическим тормозами вкруг. Из-за длительного перехода от прототипа к серийному производству, первые машины стали продаваться только спустя два года — в 1921 году. Планировалось, что работники завода будут вручную собирать до 100 машин в месяц, однако на практике предприятие собирало максимум один автомобиль в день. За шесть лет производства Duesenberg Model A было собрано всего около 650 машин.
Стоит сказать, что, будучи отличными инженерами, братья Дюзенберг были напрочь лишены коммерческой жилки, а в США без этого никуда. Поэтому в 1919 году Август и Фредерик передают право на управление своей компанией Ньютону Ван Зандту и Лютеру Ранкину. К сожалению, эта парочка ничего не понимала в автомобильной индустрии, но Duesenberg Automobile & Motors Corporation of Indianapolis продолжала с трудом существовать. В начале 20-х годов руководство переходит в опытные руки Эррета Лобана Корда, который в то время владел собственной автомобильной компанией. Именно этот человек и подстегнул братьев Дюзенберг на создание «лучшего в мире автомобиля».
Амбиции Корда заставили Фреда Дюзенберга на протяжении двух лет корпеть над новым автомобилем, который заткнёт за пояс не только Mercedes-Benz и Rolls-Royce, но и малоизвестные в наши дни Hispano-Suiza и Isotta-Fraschini. Почему мы упомянули только Фреда? Потому что Август отказался поддерживать новую компанию Duesenberg Inc., но при этом занимался в ней исключительно гоночным подразделением. Новой моделью Duesenberg стал вновь прорывной автомобиль Duesenberg J. Впервые серийный образец показали в сентябре 1928 года на автосалоне в Нью-Йорке, а позже автомобиль «приехал» в Европу — его показали на автосалоне в Париже в 1929 году.
Одновременно с этим гоночное подразделение компании ставило рекорд за рекордом. В 1921 году американцы впервые выигрывают Гран-При Франции именно на Duesy. Немногим ранее первый серийный автомобиль Duesenberg Model A установил рекорд, проехав без остановки более 5 000 километров. Разумеется, из этого сделали целое шоу: на протяжении нескольких дней автомобиль ездил по гоночной трассе в Индианаполисе. Дозаправка и смена водителей происходила прямо на ходу на скоростях около 100 км/ч. При заезде на пит-стоп для смены покрышек автомобиль не глушили и поддерживали обороты, соответствующие скорости в 50 км/ч. В результате Model A показал себя надёжным автомобилем, который двигался со средней скоростью в 100 км/ч на протяжении 5 000 километров.
Но вернёмся к серийной модели. Duesenberg J приводился в движение рядным 8-цилиндровым атмосферным мотором с двумя распредвалами и четырьмя клапанами на цилиндр мощностью 265 л.с. Автомобиль мог разгоняться до 192 км/ч. Интересно, что на фотографиях тех времён один, казалось бы автомобиль, выглядел по-разному. Дело в том, что Duesenberg Inc. продавала лишь двигатель, коробку передач и шасси. Кузовом и его интерьером занимались партнёры фирмы — Derham, Holbrook, LeBaron и многие другие. Клиент волен был купить один из двух вариантов шасси — короткое или длинное и отдельно купить для него удобный кузов. В то время стоимость шасси Duesenberg J составляла немыслимые 8 500 долларов, при средней заработной плате американского врача в 3 000 долларов в год. Разумеется, такую машину мог позволить себе далеко не каждый. Конечно, с такими ценами ни о каком коммерческом успехе компании речи не шло, однако, по замыслу Корда, этого и не требовалось — он зарабатывал на двух других, принадлежащих ему предприятиях.
Позже была выпущена наддувная версия двигателя, которая могла разгонять как минимум 2,5-тонный автомобиль (его масса зависела от того, какой кузов приобретёт заказчик) до 225 км/ч. В качестве отличительной чертой такой машины стали четыре трубы, выходящие наружу из капота. Однако с этим силовым агрегатом были некоторые проблемы. Из-за его мощности и массы автомобиля, инженеры не могли подобрать к нему адекватную коробку передач. Изначально на Duesenberg J устанавливалась 4-ступенчатая КПП, но она не могла выдержать всей мощности. Тогда ей на смену пришла несинхронная 3-ступенчатая коробка передач, что делало управление машиной не самым удобным. Так или иначе, но такой автомобиль разгонялся с места до 97 км/ч всего за 8 секунд.
В 1933 году Фредерик Дюзенберг скончался от воспаления лёгких. Его место в Duesenberg Inc. Занял Август, который используя свои наработки в гоночном подразделении компании, выпустил родстер с 400-сильным мотором. Таких автомобилей было построено всего две единицы. После 1935 года машины марки Duesenberg становятся популярными и желанными не только на территории США, но и в Европе. При указанных выше ценах, такую роскошь могли позволить себе буквально единицы. Среди клиентов Duesenberg Inc. значились Аль Капоне, Грета Гарбо, Говард Хьюз, герцог Виндзорский, румынский князь Николай, а также короли Италии и Испании.
Несмотря на это компанию ожидало банкротство. После Великой Депрессии Duesenberg Inc. Стояла на грани разорения — даже коммерческий гений Корда не смог исправить ситуацию. В конце концов, автомобили конкурентов во второй половине 30-х годов потихоньку начали сокращать технологическое отставание, а Duesenberg по-прежнему топтался на месте, ведь почти все продававшиеся шасси и двигатели были сконструированы почти десятилетие назад. Однако это не мешало Августу и его гоночному подразделению продолжать устанавливать рекорды. В 1935 году гонщик Эб Дженкинс установил рекорд скорости на соляных озёрах Бонневилля. За 5 235 километров средняя скорость автомобиля составляла 218 км/ч, а максимальная — 245 км/ч. Позже для поддержания рекорда, был создан Duesenberg Mormon Meteor, который приводился в движение 26-литровым авиационным V12. Этот болид смог показать среднюю скорость в 248 км/ч в течение заезда, длившегося 24 часа.
После Второй мировой войны, оставшийся в живых Август, предпринял несколько попыток возродить компанию, однако они не увенчались успехом. В настоящее время на ходу остаётся около 600 автомобилей Duesenberg, все они находятся в частных коллекциях. Интересно, что даже в современной поп-культуре нашлось место для упоминания роскошного автомобиля Duesenberg J. Машина несколько раз мелькала в кадрах фильма 2013 года «Великий Гэтсби». Однако стоит отметить, что это была всего лишь реплика машины.