Автомобиль Джеймса Бонда — Aston Martin DB5
Думаю, рассказ про Aston Martin DB5 не стоит начинать издалека. Предыстория модели довольно скучна — машина пришла на смену Aston Martin DB4, от которого получила внешность и несколько технических решений. Совершенствованием внешнего вида занималась итальянская компания Carrozzeria Touring Superleggera. Именно благодаря этим специалистам автомобиль приобрёл длинный капот, стремительные черты и округлые формы. Из особенностей стоит отметить декоративные «жабры» на передних крыльях, 15-дюймовые колёсные диски, выполненные в модном тогда стиле и лючок бензобака, расположенный на задней левой стойке. Стоит отметить, что наименование модели «DB» соответствует инициалам — Дэвид Браун. Это означает, что за созданием таких машин следил сам владелец Aston Martin.
Aston Martin DB5 имел классическую по тем временам переднемоторную компоновку с задним приводом. Автомобиль позиционировался как четырёхместное купе, однако места для пассажиров второго ряда в машине практически не было. Купе имело массу в полторы тонны и 3,7-литровый бензиновый шестицилиндровый рядный мотор на 286 л.с. и 390 Нм крутящего момента. В качестве коробки передач предлагалась 5-ступенчатая механика или 3-ступенчатый «автомат». Благодаря этому спорткар разгонялся с места до 100 км/ч всего за 8 секунд и имел максимальную скорость в 230 км/ч. В базовую версию Aston Martin DB5 сходили шерстяные коврики, электрические стеклоподъёмники, кожаный салон и огнетушитель, за дополнительную плату клиент мог заказать кондиционер.
Параллельно с купе модель выпускалась в кузове кабриолет. Всего было продано 123 таких экземпляра, из которых только 19 машин получили левостороннее расположение руля — что странно, Великобритания — не самая тёплая страна в мире. В 1964 году начались продажи «заряженной» версии Aston Martin DB5 Vantage. Стандартный двигатель модели обзавёлся новыми распределительными валами и тремя высокопроизводительными карбюраторами Webber. В итоге отдача мотора составила 325 л.с., что позволяло автомобилю разгоняться с места до 100 км/ч за 6,5 секунд. Таких машин было выпущено 65 экземпляров, из которых 12 единиц — в кузове кабриолет.
Кроме вышеперечисленных версий существовал настоящий эксклюзив — универсал Aston Martin DB5 Shooting Brake. Правда, на привычный для нас shooting brake этот автомобиль походил мало — длинный капот соседствовал с непропорционально огромной задней частью. Если верить источникам, то универсал был сделан из обычного купе по спецзаказу самого Дэвида Брауна — якобы ему нужен был автомобиль, который вместил бы в себя самого владельца, шесть его собак и различные вещи, необходимые ему и его питомцам. Позже ателье Harold Radford выпустило ещё 11 таких машин.
Теперь стоит рассказать о кинокарьере Aston Martin DB5. Для современного человека, Джеймс Бонд всегда будет ассоциироваться именно с маркой Aston Martin, однако в первых фильмах серии агент ездил на Bentley и кабриолете Sunbeam Alpine Convertible. Как-то так сложилось, что эти машины не были ни чем примечательны — не подвергались никаким доработкам и не прятали в себе разные шпионские гаджеты. Совершенно по-другому дела обстояли с нашим сегодняшним героем. На самом деле, до сих пор остаётся загадкой тот факт, что именно купе от Aston Martin подверглось «доработкам» киношных учёных.
Если кто-то не помнит, как оснащался автомобиль Джеймса Бонда в фильме «Голдфингер», то напоминаем. Снаружи автомобиль не выделялся ничем примечательным, если только не нажать на специальную кнопку в салоне, которая активировала выдвигающиеся лезвия в колёсах. Другая кнопка отвечала за лёгкую смену номеров автомобиля. Также Aston Martin DB5 комплектовался системой, создающей дымовую завесу позади авто, системой разбрызгивания масла, двумя пулемётами Браунинга, спрятанными за фарами, радаром с радиусом действия в 150 километров, телефоном, наверное, самым первым сотовым и системой катапультирования.
Всего для съёмок Бондианы было выделено четыре автомобиля — два можно было видеть в кадре, ещё два использовались в рекламной кампании фильма. Стоит отметить, что сборы фильма в мировом прокате в 1964 году составили 125 миллионов долларов. Разумеется, после такого успеха в последующих фильмах про Бонда использовались машины Aston Martin, а сам DB5 можно было увидеть ещё и в лентах «Шаровая молния», «Золотой глаз», «Завтра не умрёт никогда», «И целого мира мало» и «Казино рояль».
Интересно, что оригинальный автомобиль, на котором сам Шон Коннери в роли агента 007 разъезжал по дорогам, долгое время не мог осесть в руках одного владельца. Однако в 1997 году машину, которую новый владелец приобрёл на аукционе за 250 000 долларов, угнали из ангара в аэропорту Florida Keys. В 2018 году в интернете появилась информация, что автомобиль нашли на Ближнем Востоке, но она так и не подтвердилась и автомобиль до сих пор считает пропавшим без вести. Сейчас пропавшая машина оценивается буквально в десятки миллионов долларов. Второй автомобиль, принимавший участие в съёмках, был продан без всего шпионского оборудования в 1969 году за 12 000 долларов. В 2010 году этот Aston Martin DB5 был восстановлен до оригинального состояния и продан с молотка за 4 600 000 долларов. Что касается рекламных машин, то одна была куплена в 2006 году за 2 600 000 долларов, а вторую можно увидеть в голландском музее.
В 2018 году Aston Martin анонсировал переиздание своего легендарного DB5, посвящённого фильму «Голдфингер». Доработкой классических спорткаров занимались специалисты британской киностудии EON Productions, которые устанавливали на автомобили те самые «пулемёты», лезвия в колёса, выдвижной бронеэкран, радар, телефонную трубку, а за дополнительную плату — съёмный фрагмент крыши над головой водителя, который предназначается для катапультирования. В движение автомобиль приводится тем же классическим 286-сильным двигателем объёмом 3,7 литра с тремя карбюраторами и механической коробкой передач. Начальная стоимость такого автомобиля составляет 2 750 000 фунтов стерлингов, всего выпустят 25 экземпляров Aston Martin DB5, разумеется, все эти машины уже распроданы.