Следи за скоростью
16+

Porsche 914 — самый доступный спорткар марки

В настоящее время немецкая марка Porsche выпускает несколько разновидностей одного спорткара — Porsche 911. Но были времена, когда автолюбители могли выбирать из нескольких моделей спортивных автомобилей.
Автор: Дмитрий Новиков, редактор

В 1968 году компании Porsche потребовалось расширить модельную линейку своих спорткаров — в долгую жизнь модели Porsche 911 никто, почему-то, не верил. С аналогичной проблемой столкнулся Volkswagen, который начал искать замену своего купе Karmann Ghia. В результате переговоров между Фердинандом Пиехом, управлявшим Porsche и Хайнцом Нордхоффом из Volkswagen, было принято устное решение о совместной разработке новой модели с общим кузовом, но разными техническими характеристиками. Уже весной 1968 года свет увидел прототип нового автомобиля Volkswagen/Porsche 914.

Всё шло хорошо, пока внезапно не скончался руководитель компании Volkswagen. Его место занял Курт Лоц, который стал настаивать на том, чтобы автомобиль, разработка которого подходила к концу, выпускался исключительно под брендом Volkswagen. К счастью, Фердинанду Пиеху удалось замять скандал путём договорённости о продаже модели через сеть совместных дилеров Volkswagen/Porsche. Премьера нового спорткара состоялась осенью 1969 года на Франкфуртском автосалоне. Сразу после презентации немецкие журналисты окрестили модель Volksporsche, что можно перевести как «Народный Porsche». Это прозвище можно считать справедливым — автомобиль стоил на порядок дешевле старшего Porsche 911, но при этом имел ряд технических решений от него.

Новая модель выпускалась под двумя брендами: Volkswagen и Porsche. В первом случае спорткар имел под капотом 1,7-литровый оппозитник на 80 л.с., который работал в паре с 5-ступенчатой механикой и задним приводом. Как оказалось, для машины весом около 900 килограммов это было достаточно. Да, динамическими характеристиками модель не поражала — 13,5 секунд в разгоне с места до 100 км/ч и 175 км/ч максимальной скорости. Что касается Porsche 914, то он приводился в движение 2-литровым 6-цилиндровым оппозитным мотором на 110 сил. Это позволяло спорткару разгоняться с места до 100 км/ч за 8,6 секунды и иметь максимальную скорость в 200 км/ч.

Стоит отметить, что из-за внешнего вида поклонники Porsche восприняли модель плохо. Взгляните сами: автомобиль сменил округлые формы на модные в те времена рубленные, а фары прятались в кузов. Тем не менее, от 911-го новинке достались задние фонари, приборная панель и руль. При этом привычные для фанатов Porsche приборы соседствовали с плоскими креслами и переключателями и ручками Volkswagen. Из интересного также стоит упомянуть, что модель под маркой Porsche имела замок зажигания слева от руля, а Volkswagen — справа. Кроме того, только спинка водительского сидения могла регулироваться по наклону, пассажирское кресло ввиду конструкции так не умело. При проектировании автомобиля инженеры Porsche выбрали кузов тарга — крыша машины была выполнена из стекловолокна и легко снималась вручную. Такой ход позволил создателям получить жёсткость кузова обычного купе и отсутствие крыши, как у классического кабриолета. К слову, снятая крыша пряталась в довольно большой по меркам модели задний багажник. Благодаря среднемоторной компоновке, модель имела отличную управляемость, компактные размеры и несколько багажных отделений.

В 1973 году модель ждало небольшое обновление. Volkswagen 914 получил более мощный 1,8-литровый бензиновый оппозитник на 85 л.с., а Porsche 914 — мотор Volkswagen на те же 2 литра мощностью 100 л.с., что несколько ухудшило динамические характеристики спорткара. Вместе с тем, по заверениям современников, обе модели отлично управлялись. Этого удалось достичь не только благодаря среднемоторной компоновке, но и вследствие использования оппозитных моторов с низким центром тяжести, небольшой массе, которая не превышала тонну и независимой подвеске, настройкой и проектированием которой занимались специалисты Porsche. Производство модели закончилось в 1976 году, когда ей на смену пришёл новый спорткар совместной разработки Volkswagen и Porsche — Porsche 924. Всего за время производства было продано около 117 000 автомобилей под брендом Volkswagen и около 3 500 машин под брендом Porsche.

Помимо стандартных 1,7-, 1,8- и 2,0-литровых версий в линейке Porsche 914 были и более производительные машины. Так, в начале 70-х годов Фердинанда Пиеха не устраивали динамические характеристики 914-го, и он попросил инженеров компании разработать более мощный вариант спорткара. Так на свет появился прототип Porsche 916. Автомобиль имел точно такие же достоинства и недостатки оригинального 914-го, но оснащался более мощными силовыми агрегатами от моделей Porsche Carrera и 911S, а также имел кузов классического купе. Таким образом, спорткар весом 900 килограммов получил 190- и 210-сильные силовые агрегаты. Один из таких «монстров» достался в качестве служебного автомобиля руководителю марки. По спецзаказу 916-й получил 2,8-литровый двигатель от гоночной модели Porsche 911 RSR на 308 л.с. и был доработан до 345 сил. Информации о том, садился ли Пиех за руль этого автомобиля, нет, однако машиной активно пользовалась его супруга Корина, имя которой золотыми буквами было выведено на перчаточном ящике. Позже спорткар был продан американскому военному, который владел им до конца своих дней. Через несколько лет после кончины полковника, автомобиль был найден в одном из заброшенных гаражей в плачевном состоянии. Однако машина попала в хорошие руки ценителя марки, который за три года полностью восстановил Porsche 916 и выставил его на конкурсе элегантности Amelia Island в 2017 году.

Кроме этого существует информация о выпуске двух машин с двигателями V8 под индексом Porsche 914/8. Силовой агрегат развивал мощность свыше 300 л.с., а кузов имел усиления в слабых местах. Один из автомобилей был подарен самому Фердинанду Порше на юбилей, история второго не известна. Сейчас машина находится в музее марки. Также в 1970 году свет увидела трековая модификация Porsche 914/6GT, которая отличалась мощным двигателем и подвеской от Porsche 911. В тот же год автомобиль был выставлен на гонку «24 часа Ле-Мана», где заняла первое место.