Lada Revolution — революция российского АвтоВАЗа

Сегодня мы продолжим рассказ про редкие и в некотором роде уникальные автомобили российского производства. На этот раз будет рассказана история спортивного прототипа Lada Revolution.
Автор: Дмитрий Новиков, редактор

main

Сегодня мы начнём рассказ об автомобиле без лишних предисловий, ведь с продукцией компании АвтоВАЗ знаком каждый гражданин нашей необъятной Родины. Идея создать гоночный автомобиль для собственной моносерии зародилась в недрах компании АвтоВАЗ в 2001 году. И слова про «недра компании» здесь не случайны — проект начал своё существование благодаря усилиям главного дизайнера АвтоВАЗа Андрея Рузанова, который им и руководил. Именно Рузанов предложил рекламному отделу продвигать автомобили Lada в развивающемся автоспорте при помощи новой гоночной машины. Позже готовый проект был представлен высшему руководству АвтоВАЗа и, что удивительно, его одобрили. Правда, никакой помощи в реализации не предоставили, за исключением производственных мощностей и доступа к аэродинамической трубе.

Но, как мы неоднократно говорили, всё в нашей стране делается не благодаря, а вопреки, поэтому проект начал реализовываться. В 2003 году на Московском автосалоне АвтоВАЗ показал первый прототип Lada Revolution I. Его сборкой занималась тольяттинская компания «ТоргМаш», которая всегда выпускала именно гоночные версии ВАЗовских машин. Первая Revolution представляла собой одноместный родстер с пространственной рамой из труб прямоугольного сечения и навешанных на него стеклопластиковыми кузовными деталями. В качестве силового агрегата был выбран старый добрый 1,6-литровый 8-клапанный мотор ВАЗ-21083, отдачу которого довели сначала до 165 л.с. и 160 Нм крутящего момента. Все это работало с секвентальной КПП с растянутыми передачами и задним приводом. Сам же двигатель располагался перед задней осью.

MyCollages_revolution

Как уже говорилось выше, вся помощь АвтоВАЗа проекту заключалась лишь в предоставлении аэродинамической трубы и доступа к производственным возможностям завода. Поэтому в качестве кузова выбрали родстер без остекления, пространственную раму собственной конструкции и ВАЗовский мотор. Единственное, что пришлось покупать для первых машин — импортные спортивные тормоза и элементы подвески, всё остальное делалось силами и руками участников проекта. Разумеется, все параметры Lada Revolution инженеры могли настраивать.

В 2006 году первую версию Lada Revolution доработали. Прежний силовой агрегат стал ещё мощнее — ему добавили 50 сил и 10 Нм момента. Благодаря чему 670-килограммовый спорткар улучшил свои динамические показатели — вместо 6,5 секунды до 100 км/ч стал разгоняться за 5,9 секунды. При этом максимальная скорость составляла 260 км/ч. В салоне автомобиля по-прежнему мог находиться только пилот. Помимо этого были мелкие доработки по части аэродинамики и качества сборки.

MyCollages_int

В 2008 году на автосалоне в Париже АвтоВАЗ показал Lada Revolution III. Это была гражданская машина с 2-литровым турбомотором на 245 л.с. и возможностью разместить в салоне двух взрослых людей. Купе имело весьма скромные размеры — 4 200 мм в длину, 1 800 мм в ширину и 1 150 мм в высоту. Масса машина составляла 1 150 кг, что должно было положительно сказаться на динамике модели. Стоимость автомобиля не сообщалось, но до сих пор некоторые специалисты предполагают, что она могла доходить до 100 000 долларов, что было бы справедливо, ведь гоночные машины обходились покупателям в 51 000 евро. К сожалению, серийное производство Lada Revolution III так и не началось из-за разразившегося экономического кризиса. Собственно в 2008 году весь проект Lada Revolution был свёрнут.

MyCollages_revolution_3

В поздних интервью участники проекта рассказывали о том, что не только кризис стал причиной закрытия проекта. По словам Андрея Рузанова, причиной послужило частая смена руководства АвтоВАЗа и у предприятию попросту было не до гоночных Lada. А вот Игорь Ермилин сообщал, что существующие гоночные автомобили были непомерны дорогими в обслуживании и очень плохо собранными. В частности, он сетовал на мотор, который требовал капитального ремонта каждые 500 километров и секвентальную коробку передач, которую следовало ремонтировать раз в 250 километров. Кроме того, руководство «ТоргМаша» решило установить на спорткары 17-дюймовые колёсные диски, которые отлично смотрелись на автомобилях, но требовали более дорогих шин и более мощных тормозов. Для примера, Ермилин приводит свой проект «Феникс», где он использовал тормозную систему от отечественно «восьмёрки», а на Lada Revolution устанавливались спортивные зарубежные тормоза AP Racing стоимостью в 7 000 евро.

Так или иначе, но проект закрыли. В головах создателей Lada Revolution были мысли о выпуске ещё как минимум двух гражданских спорткаров и нескольких гоночных более мощных и совершенных автомобилей. На более поздних моделях предполагалось использовать карбоновые монококи и современные турбомоторы. Помимо этого планировалось продавать по несколько десятков гражданских спорткаров в год. Может быть, когда у АвтоВАЗа наладятся дела, руководство компании вспомнит про амбициозный гоночный проект и запустит его в серию?