Следи за скоростью
16+

Skoda отмечает 30-летний юбилей перехода под покровительство Volkswagen

28 марта Skoda отмечает 30-летний юбилей одного из самых важный событий в истории марки: в этот день в 1991 году профсоюз компании «Skoda, automobilová akciová společnost» (автомобильное акционерное общество Skoda) и концерн Volkswagen Group заключили договор о слиянии.
Автор: Никита Новиков, редактор

За 30 лет чешский бренд превратился из лидирующего предприятия отдельно взятого государства в крупного международного игрока, автомобили которого продаются в более чем 100 странах мира. Сегодня ŠKODA AUTO предлагает клиентам десять модельных линеек, и уже седьмой год подряд передает клиентам по всему миру свыше одного миллиона автомобилей.

«Объединение ŠKODA AUTO с концерном Volkswagen Group является уникальным примером трансформации компании не только в Чешской республике, но и во всем Европейском Союзе. Благодаря самоотверженности, дальновидности и смелости тех, кто участвовал в том преобразовании, ŠKODA AUTO получила импульс к впечатляющему развитию. Сегодня на компанию приходится 5% ВВП Чехии и 9% экспорта страны. Кроме того, марка является важным игроком Volkswagen Group и ответственна за многие стратегические направления. Сюда относится, например, развитие концерна на рынках Индии, России и Северной Африки, а также разработка следующего поколения моделей ŠKODA SUPERB и Volkswagen Passat. Благодаря программе NEXT LEVEL ŠKODA, мы делаем следующий шаг на пути к достижению новых успехов компании в будущем десятилетии. Программа фокусируется на трех направлениях, среди которых расширение модельного ряда в бюджетном сегменте, выход на новые рынки для дальнейшего роста в массовом сегменте, а также устойчивое развитие и диверсификация производства», — рассказал Томас Шефер, председатель Совета директоров ŠKODA AUTO.

Первые двусторонние отношения между Skoda и Volkswagen начались ещё в 1970-х годах. Затем неформальное сотрудничество компаний продолжилось с запуском новой модели Skoda Favorit. Чешская марка самостоятельно разработала автомобиль с кузовом хэтчбек и передним приводом, который стал заметно выделяться среди одноклассников в странах Восточной Европы. В то время практически все автомобили региона выпускались по лицензии западноевропейских автопроизводителей. Концерн Volkswagen испытал уже готовый к серийному производству прототип Favorit в Вольфсбурге и предложил оснастить модель двигателями Volkswagen, а также тормозными колодками и другими модифицированными компонентами.

К сожалению, этим планам не суждено было сбыться ввиду финансовых обстоятельств. Тем не менее, в ноябре 1989 года положительные впечатления от Skoda Favorit и возобновленные контакты между Вольфсбургом и Млада-Болеславом привели к широкомасштабным переговорам о сотрудничестве, которые постепенно стали набирать обороты. Ситуация была очевидной: без сильного стратегического партнера у Skoda не было бы шансов выйти на мировой рынок. Производственные мощности заводов в Чехии едва достигали 200 тыс. единиц в год, а модельный ряд состоял из устаревших автомобилей с задним расположением двигателя и единственной современной модельной серии — хэтчбека Favorit и универсала Forman. Будущее государственной на тот момент компании предопределялось возможностью быть приватизированной. Главным активом марки были не только модели Favorit, но и высококвалифицированный персонал с должным уровнем мотивации, а также богатые автомобильные традиции Млада-Болеслава.

Изначально в качестве потенциальных партнеров рассматривалось 24 компании, однако переговоры в результате состоялись с восемью автомобильными производителями из Европы и других стран под руководством премьер-министра Петра Питгарта (Petr Pithart) летом 1990 года. Четверо автопроизводителей выступили с конкретными предложениями. Но в августе 1990 года две компании отказались от возможной сделки, и в качестве потенциальных партнеров для чешского бренда остались только Volkswagen и альянс Renault/Volvo. Следующие переговоры прошли 9 и 10 декабря 1990 года. В итоге, 21 декабря 1990 года правительство заключило контракт с концерном Volkswagen Group, так как он предложил привлекательную концепцию дальнейшего развития ŠKODA AUTO. За этим последовали длительные и интенсивные переговоры различных групп экспертов и представителей менеджмента со стороны Volkswagen Group и чешских партнеров. Переговоры возглавляли вице-премьер Франтишек Власак (František Vlasák) и, что особенно важно, министр промышленности Ян Врба (Jan Vrba). Хануш Холцер (Hanuš Holzer), который позже стал консулом в Базеле, также принимал участие в переговорах в качестве неформального посредника.

28 марта 1991 года Ян Врба со стороны Чешской республики и Карл Хан (Carl H. Hahn), председатель Совета директоров Volkswagen Group, подписали основное соглашение об учреждении совместного предприятия для производства автомобилей Skoda. Документ вступил в силу 16 апреля 1991 года, и концерн приобрел 31% акций ŠKODA AUTO за 620 млн немецких марок. Далее Volkswagen постепенно увеличивал свое участие, выкупив, наконец, 100% акций и став единоличным собственником ŠKODA AUTO 30 мая 2000 года.

Основой для динамичного развития ŠKODA AUTO в последующие три десятилетия стала обширная инвестиционная программа. Несколько сотен миллиардов чешских крон были потрачены на исследования и разработки, расширение производственных мощностей и последовательное развитие каналов продаж и обслуживания клиентов ŠKODA AUTO в Чехии. Численность сотрудников департамента разработок выросла с 600 человек в 1991 году до более чем двух тысяч к сегодняшнему дню. Для обеспечения наилучшего обучения сотрудников и подготовки молодых специалистов ŠKODA AUTO основала собственное техническое училище и разработала несколько двухгодичных курсов в университете прикладных наук ŠKODA AUTO.

Говоря о развитии продукции компании, сначала ŠKODA AUTO работала над расширением модельной серии Favorit/Forman под крылом концерна Volkswagen Group, представив, например, грузопассажирский автомобиль Pick-Up. Эта линейка пользовалась большим спросом благодаря отличным характеристикам при невысокой цене, современным технологиям и отменному качеству. В 1994 году Skoda представила модель Felicia, которая стала наследницей Favorit и оснащалась передовым оборудованием, среди которого ABS, подушки безопасности, система кондиционирования, усилитель рулевого управления и двигатели концерна Volkswagen — бензиновый 1.6 MPI и дизельный 1.9 D.

Первой моделью, полностью разработанной ŠKODA AUTO уже в составе концерна Volkswagen Group, стала современная Octavia первого поколения. Она была представлена в сентябре 1996 года и базировалась на платформе A4. Эта компактная модель открыла новую главу в истории чешского бренда: Octavia производилась на одном из самых современных автомобильных заводов в Европе и вскоре стала бестселлером. Осенью 1999 года на замену семейству Felicia пришла модель Fabia. С тех пор Octavia и Fabia являлись самыми востребованными моделями бренда: Octavia сейчас выпускается уже в четвертом поколении и пользуется спросом у клиентов по всему миру, а четвертое поколение Fabia уже практически готово к выпуску.

В 2001 году в портфолио Skoda появилась модель Superb. Она возродила одно из самых знаменитых названий автомобилей чешского бренда и стала новым флагманом марки. Нынешнее третье поколение Superb выпускается в том числе в модификации Superb iV с plug-in гибридной силовой установкой. В сентябре 2016 года с премьерой модели Kodiaq Skoda начинает кампанию по освоению сегмента SUV. Сегодня, помимо Kodiaq, линейка SUV чешского бренда состоит из моделей Karoq и Kamiq, а также полностью электрического Enyaq iV. Кроме того, недавно состоялась мировая премьера Skoda Kushaq, разработанного эксклюзивно для рынка Индии.

За 30 лет в составе Volkswagen Group численность сотрудников ŠKODA AUTO выросла с 17 тысяч в 1991 году до 42 тысяч. Портфолио компании включает в себя 10 востребованных современных моделей, которые продаются в более чем 100 странах мира. Динамичное развитие ŠKODA AUTO явно прослеживается в мировых объемах продаж: если в 1991 году чешский бренд выпустил 172 тыс. автомобилей, то сегодня этот показатель вырос более чем в шесть раз. В 2020 году объем производства седьмой год подряд превысил миллион автомобилей. Помимо заводов в Чехии, компания осуществляет сборку автомобилей на заводах в России, Китае, Словакии и Индии — в основном на мощностях концерна Volkswagen Group, — а также производит автомобили в Украине в сотрудничестве с локальным партнером.

Помимо автомобилей, ŠKODA AUTO выпускает компоненты и комплектующие, поставляя в том числе двигатели и коробки передач для Volkswagen Group. Также компания ответственна за всю деятельность концерна в Индии в рамках проекта INDIA 2.0, а с 1 января 2021 года — еще на рынках России, СНГ и Северной Африки.

С запуском программы NEXT LEVEL ŠKODA компания совершает новый шаг на пути к успешному развитию в новом десятилетии. Программа сосредоточена на трех направлениях: расширении линейки моделей в бюджетном сегменте, завоевании новых рынков для будущего роста в массовом сегменте, а также устойчивом развитии и диверсификации производства.