Следи за скоростью
16+

Как изменился автомобильный рынок Европы за последние 25 лет

В этом материале редакция издания speedme.ru постаралась собрать все заметные и знаковые события, повлиявшие на европейский автомобильный рынок за последние 25 лет.
Автор: Дмитрий Новиков, редактор

За 25 лет человек может родиться, отучиться в школе, окончить институт и, при желании, жениться или выйти замуж. Иными словами, рядовому гражданину удастся сделать не так уж и много за это время. А вот на автомобильном рынке за четверть века может произойти очень многое. Сегодня мы вкратце рассмотрим, как менялся авторынок Европы в течение этого периода времени. Стоит отметить, что в рамках мирового рынка изменений и событий было бы гораздо больше.

Итак, обозначенный период берёт своё начало в середине 90-х годов прошлого века, когда европейский рынок захватили хэтчбэки. К слову, Volkswagen Golf до сих пор остаётся одной из самых популярных моделей у европейцев. К концу 90-х годов такие машины занимали примерно 53% от общего количества проданных автомобилей. Второе место занимали седаны с показателем всего в 14%. На третьем месте располагались семейные модели, популярность которых неуклонно росла год от года и в конце прошлого века достигла 13%.

Здесь стоит заметить, что на долю Volkswagen приходилось около 19% продаж — зачастую таких показателей удалось достичь за счёт дочерних марок и их популярных моделей в виде Audi A3 и Skoda Octavia.

В период с 2000 по 2005 годы популярность минивэнов продолжала расти — появились субклассы в виде компактных семейных моделей и совсем недорогих машин. Благодаря такому расширению модельного ряда продажи минивэнов за пять лет увеличились на 6,5% — до 16,1%. Однако такие машины по-прежнему уступали хэтчбэкам. Этот период характерен появлением на европейском рынке гибридных моделей Toyota и недорогих машин от BMW и Mercedes-Benz.

В следующую пятилетку рынок начал захватывать новый класс машин — кроссоверы. Эти автомобили стали своеобразным спасательным кругом для многих марок, включая Porsche и BMW. Volkswagen при этом, что называется, «вскочил в уходящий поезд» — компания стала выпускать свои кроссоверы на рынок позже остальных.

Параллельно с захватом рынка внедорожниками, на европейском рынке укрепились корейские машины брендов Hyundai и Kia. К 2010 году доля рынка этого концерна превысила долю General Motors, Ford и FCA и почти сравнялась с Toyota. При этом доля Volkswagen составляла 21%.

В 2010 году на долю кроссоверов приходилось уже 10% продаж, и у этой категории автомобилей всё было ещё впереди — как такового сегмента B-SUV не существовало и здесь были представлены только люксовые и компактные модели. К 2014 году доля Volkswagen составляла уже «скромные» 24,8% европейского рынка, что было на 5% больше совокупной доли PSA и Renault. Однако, впереди был «дизельгейт», в результате которого VAG потеряет много средств, уволит всю руководящую верхушку и потеряет свои позиции на рынке.

К 2020 году Volkswagen удалось оправиться от последствий «дизельгейта» и вернуть свои позиции на рынке — по данным JATO Dynamics на долю концерна в 2020 году приходилось около 25,9%. Такие же показатели были достигнуты и в сегменте электромобилей. Да-да, электрокары Volkswagen в Европе популярнее машин Tesla. Тем временем премиальные модели Toyota, Hyundai/Kia, Mercedes-Benz и BMW стали продаваться гораздо лучше, чем когда бы то ни было.

Благодаря выпуску недорогих моделей премиальными немецкими брендами, к 2020 году доля BMW составляла 13,6%. Доля корейских машин выросла с 6% в 2014 году до 8,3% в 2020 году. При этом крупные американские концерны постепенно теряли свои позиции — на сегодняшний день доля Ford составляет 4,9%, GM — 4.2%, а FCA до объединения с PSA — 5.9%.

Таким образом, за 25 лет на европейском рынке произошло огромное количество событий: появился новый сегмент кроссоверов, который за несколько лет достиг огромной популярности, практически ушёл в тень сегмент минивэнов, появились новые сильные игроки, крупнейший концерн чуть не разорился, а также возникла мода на экологически чистые автомобили, которые по планам большинства автопроизводителей, к 2025 году получит огромную долю рынка.