Специалисты выяснили, насколько внедорожники безопаснее компактных моделей
Высокая смертность в результате ДТП является одной из самых больших проблем современности. Несмотря на то, что сами по себе машины становятся безопаснее год от года, растёт количество транспортных средств на дорогах и людей, которые не всегда способны адекватно действовать в экстренной ситуации. Так, если сравнивать показатель смертности в результате ДТП в России, то мы увидим, что в 1991 году в авариях погибало примерно 17 100 человек, а в 2019 году эта цифра опустилась до 6 800 человек.
Тем не менее, несоблюдение правил дорожного движения, пренебрежение элементарными правилами безопасности, погодные условия, качество дорожного покрытия и общая легкомысленность водителей всё равно приводят к печальным последствиям буквально каждый день. Примерно такая же ситуация наблюдается и за рубежом. Так, по данным Страхового института безопасности дорожного движения IIHS, в 1980 году в США было зафиксировано 22,5 смертей на 100 000 человек, тогда как в 2019 году этот показатель составил 11 смертей на 100 000 человек. Да, мы согласны, подсчёт у них ведётся не так, как у нас, но что мы можем поделать?
Разумеется, автопроизводители из года в год пытаются улучшить активные и пассивные системы безопасности, а рейтинговые агентства, вроде того же IIHS или Euro NCAP регулярно «бьют» новинки автомобильного рынка и публикуют результаты своих исследований. Отметим, что каждый год краш-тесты становятся всё изощрённее и это происходит, в том числе, и потому, что аварии на дорогах происходят по разным сценариям.
Но предположим, что есть некая зависимость частоты летальных исходов в результате ДТП от размера автомобиля. Ведь физику не обманешь — кинетическая энергия представляет собой произведение массы объекта на показатель его скорости в квадрате. Отсюда можно сделать три вывода — кинетическая энергия больше у тяжёлого объекта, у объекта, который движется очень быстро, а также у тяжёлого объекта, движущегося с большой скоростью.
В случае с автомобилями всё понятно — есть несколько классов в рамках одного сегмента. Например, есть компактные, среднеразмерные и полноразмерные внедорожники. Такую же градацию можно применить и на любой другой сегмент: хэтчбэки, кроссоверы, седаны и минивэны.
Принимая всё вышесказанное, эксперты из IIHS провели некоторые изыскания на предмет того, является ли полноразмерный полноприводный внедорожник более безопасным в столкновении в сравнении с обычным седаном или хэтчбэком? В результатах исследования есть оговорка — статистика не даёт полного представления о реальности, так как не учитывает скорости, на которых двигались участники ДТП, возраст людей, опыт вождения и пол, а также качество дорожного покрытия.
Сообщается, что статистика разделяет все классы автомобилей на три категории: компактные, средние и полноразмерные. Так вот, в сегменте седанов и хэтчбэков количество летальных исходов в самой крупной категории составляет 36 на каждые 10 миллиардов миль (да, оставим эти показатели, как есть), а в самой компактной — 78 на 10 миллиардов миль. Та же самая корреляция наблюдается и в сегменте внедорожников — в маленьких моделях вероятность погибнуть в четыре раза выше, чем в полноразмерных. Исключение здесь составляют пикапы с задним приводом и купе.
Если говорить иначе, то в США на 20 моделей приходится 9 или меньше смертей ежегодно и из компактных автомобилей в него входят только Range Rover Evoque, Volkswagen Golf, Nissan Leaf и Mitsubishi Outlander — все остальные автомобили имеют больший размер. При этом в списке 20 моделей с самым высоким уровнем смертности 15 автомобилей классифицируются, как компактные. Если усреднить эти данные, то получится, что средний показатель смертности на 10 миллиардов миль среди легковых автомобилей составляет 36, а среди внедорожников и пикапов — 19 и 18 соответственно.
Интересно, что лучшие показатели не у последних двух категорий — в минивэнах гибнет всего 15 человек на 10 миллиардов миль. Эксперты предполагают, что такой показатель связан не только с размерами и массой этих автомобилей, но и с тем, что их, в основном, выбирают для перевозки своих семей, а с такими пассажирами «лихачить» на дорогах общего пользования или пренебрегать скоростным режимом попросту не хочется.
Так или иначе, но даже в полноразмерном пикапе при несоблюдении скоростного режима и элементарных мер безопасности в виде пристёгнутого ремня, можно серьёзно пострадать или погибнуть. К слову, количество людей, получивших инвалидность в результате ДТП, в этом исследовании не приводится. Поэтому от себя хочется добавить: соблюдайте правила дорожного движения, пользуйтесь ремнями безопасности даже, если вы находитесь на втором или третьем ряду огромного внедорожника, проявляйте бдительность и уважайте других участников дорожного движения. Только в этом случае вероятность любого ДТП можно свести к минимуму.