Следи за скоростью
16+

Эксперты выяснили, как действует система «Старт/Стоп» на двигатель автомобиля

Многие автомобилисты отключают эту систему, опасаясь за «жизнь» мотора своего автомобиля.
Автор: Дмитрий Новиков, редактор

Изначально система «Старт\Стоп», которой оснащается большинство современных автомобилей, была предназначена для сокращения расхода топлива и, как следствие, вредных выбросов в атмосферу. Работает она довольно просто — когда машина останавливается полностью, она выключает двигатель. При отпускании педали тормоза или нажатии на педаль сцепления, система вновь запускает мотор, и автомобиль продолжает движение.

Такая же система устанавливается и на гибридные автомобили. В этом случае она помогает ещё больше экономить топливо. В любом случае, водитель волен отключить её — для этого необходимо нажать на кнопку со значком «А», вписанным в стрелку, показывающую вращение.

Но поговорим о нюансах использования «Старт\Стоп». Как и в случае с обычной лампочкой, при запуске мотора на него действуют огромные силы, включая силу трения. По словам экспертов, машина без этой системы в течение всей своей жизни может испытать всего 50 000 циклов запуска мотора, однако при наличии функции «Старт\Стоп» количество таких циклов возрастает до 500 000.

Разумеется, увеличение количества запусков двигателя в 10 раз — это серьёзное испытание для компонентов мотора. Основная нагрузка всегда ложится на так называемые коренные подшипники, в которых вращается коленчатый вал силового агрегата, а также на стартер. Технология изготовления коленвала предполагает, что он имеет отполированные элементы, которые вращаются в ответных элементах мотора. Во время движения эти части не соприкасаются — их отделяет тончайшая масляная плёнка. Но стоит двигателю остановиться, как плёнка исчезает и каждый запуск сопровождается трением металла о металл.

Отметим, что с этими негативными эффектами можно бороться при помощи современных технологий. Так, компания Federal Mogul разработала новый материал Irox, содержащий оксид железа, которым можно покрывать трущиеся части коленвала. Сообщается, что коэффициент трения у этого вещества на 50% выше, чем у классических подшипников.

Кроме того, продлить срок службы двигателя с системой «Старт\Стоп» помогут масла с низким коэффициентом трения. Многие производители смазочных материалов используют в их составе особые вещества, которые не только снижают коэффициент трения, но и способствуют более длительному жизненному циклу той самой масляной плёнки — она меньше отслаивается и дольше держится на механизмах.

При всём при этом, система «Старт\Стоп» прекрасно зарекомендовала себя при экономии топлива. В условиях городских пробок и частых остановок на светофорах, такая функция способна как минимум нивелировать увеличенный расход бензина или дизеля. К тому же, как бы то ни было, но меньший расход топлива приводит к меньшему количеству вредных выбросов.