Китайские производители продвигают технологию сменных батарей в электрокарах в массы
Примерно год назад компания Tesla — крупнейший в мире производитель электромобилей на сегодняшний день, отказалась от внедрения технологии по смене разряженных батарей на заряженные, назвав её «проблемной и неподходящей для массового использования». Но оказалось, что у китайских компаний иной взгляд на вещи.
Так, два автопроизводителя — Nio и Geely, а также производитель батарей Aulton и государственная компания Sinopec недавно заявили, что уже к 2025 году возведут в общей сложности 24 000 заправочных станции для аккумуляторов по всему Китаю. В настоящее время количество таких точек несравнимо меньше — всего 1 400.
Что даёт такая технологию пользователю? Любой владелец электрокара может при помощи приложения заказать замену аккумулятора — в этом случае к автомобилю подъедет машина, специалисты которой всего за несколько минут установят в электрокар полностью заряженную батарею. Такой скорости «зарядки» нет даже у сети станций Tesla Supercharger.
Чем чревато массовое внедрение этой технологии для автопроизводителей? Всё просто — в случае широкого распространения электрокаров со сменными батареями даже в рамках одного Китая, крупнейшие компании, вроде Tesla, Volkswagen или GM, начнут нести огромные убытки — новые машины не будут никому нужны только лишь потому, что их очень долго заряжать. Здесь можно сказать следующее — «что китайцу хорошо, то американцу — слишком дорого».
Отметим, что в настоящее время данных о том, насколько серьёзно китайские компании рассматривают эту технологию, нет. Однако, концерн CATL — крупнейший производитель аккумуляторов, заявил о том, что руководство и аналитики сейчас рассматривают возможность производства аккумуляторов, которые легко можно заменить. При этом план разрабатывается с учётом спроса не только в Китае, но и во всём мире.
В свою очередь производитель электрокаров Nio в 2025 году начнёт предлагать услугу по быстрой смене аккумуляторов в США. Сейчас компания имеет 800 собственных станций в Китае, а недавно открыла первый подобный сервис в Европе.
Однако опыт азиатских стран до сих пор не учитывается на международном рынке. Так, в марте прошлого года в Tesla рассказали, что провели эксперимент по смене аккумуляторов, и он не увенчался успехом. В Volkswagen заявили, что изначально рассматривали эту технологию, но впоследствии отказались от этой идеи по причине развития сети зарядных станций и их мощности, а также из-за стоимости таких батарей. General Motors также не рассматривает данную технологию всерьёз. В конце концов, по заветам современного маркетинга, банальная замена аккумуляторов приведёт к тому, что компании потеряют свою уникальность. Помните, что Tesla только недавно стала разрешать заряжаться электрокарам других марок на своей сети Supercharger?
Отметим, что технологию по замене аккумуляторов имеет некоторые нюансы. Например, процесс замены и сами батареи придётся адаптировать под разные автомобили — легковые, фургоны и грузовики. Кроме того, основной проблемой можно считать массовый отказ производителей за пределами Китая от поддержки замены аккумуляторов. Конечно, в самой Поднебесной компании договорятся между собой и, возможно, даже запретят на государственном уровне производить и продавать машины со встроенными батареями. Но на это требуется достаточно много времени.
Уже сейчас в Министерстве промышленности и информации Китая планируют, что к 2023 году в стране будет насчитываться более 100 000 электрокаров с заменяемыми батареями и более 1 000 станций по их обслуживанию. В свою очередь концерн CATL недавно заключил соглашение о внедрении сменных аккумуляторов в автомобили FAW Motor, а заодно создал собственный сервис по их замене под названием Evogo.
Отметим, что в США всё же есть один стартап — Ample, который пытается продвигать идею о заменяемых аккумуляторах. В настоящее время компания запустила пилотную программу совместно с Uber и стартапом по аренде автомобилей Sally.