Следи за скоростью
16+

Как обращаться с АКПП: водителям дали простые советы

Журналисты SPEEDME назвали основные признаки скорого ремонта АКПП
Автор: Никита Новиков, редактор

remont

©A. Krivonosov

Трансмиссия, будь то «автомат» или «механика» — один из основных агрегатов в системе автомобиля. И если во втором случае устройство КПП очень простое, то вот автоматическая тарнсмиссия является сложным в производстве, разработке и обслуживании узлом. Поломки неизбежны в обоих случаях и связаны они с естественным износом. Но на износ также воздействует ряд ситуаций, происходящих по вине автовладельца, в том числе несвоевременное или некачественное техническое обслуживание, повышенные нагрузки, езда на холодном масле, экстремальный стиль вождения с резкими и частыми стартами и замедлениями и многое другое.

Каждый автовладелец, который хотя бы раз ремонтировал коробку передач, знает, что это довольно затратное дело. Поэтому своевременный ремонт — это, своего рода, экономия финансов. Следовательно, необходимо следить за состоянием АКПП и при образовании симптомов неисправности сразу обращаться к специалистам. О признаках неисправности и скором выходе из строя АКПП разобрались журналисты издания SPEEDME.RU вместе с сотрудниками одного из сервисных центров по ремонту «автоматов».

Симптомы поломки автомата типичны и однозначны:

  • ощутимая вибрация по кузову во время или начале движения;
  • нехарактерные коробке стуки, скрежет, запах гари;
  • пробуксовка;
  • залипание или задержка переключения передачи, полное отсутствие одной/нескольких передач;
  • ошибка check на панели приборов;
  • полная остановка машины.

Любое нетипичное поведение коробки — признак ее неисправности. Поэтому понять, что АКПП сломана и требует ремонта, сможет даже новичок. Куда сложнее определить в какой именно части произошла поломка. Ведь «автомат» состоит из десятка различных узлов и деталей.

Безусловно, в зависимости от сложившейся ситуаций и условий, в АКПП может сломаться что угодно. Начиная от шланга, заканчивая серьезным агрегатом.

Трансмиссионная жидкость — важнейший элемент для работоспособности автоматической коробки передач. Она не только становится основой работы гидротрансформатора, но и передает давление, контролирует температуру, смазывает трущиеся друг о друга детали, способствует включению передачи. Имено поэтому за маслом очень важно следить, своевременно менять его не только, исходя из требований и рекомендаций производителя, но и на основе условий, в которых пребывает автомобиль. Часто своевременная замена масла АКПП становится эффективной профилактикой, благодаря которой можно избежать массы проблем по коробке, рассказал нам мастер по «коробках» Владимир Асташенков.

Отметим, что замена масла регламентирована производителем. Частота зависит от типа коробки и даже возраста автомобиля. В некоторых авто замена требуется каждые 15-20 тыс. км пробега, в других — 70-80 тыс. Тем не менее, масло должно меняться в любых типах трансмиссий, даже если автопроизводитель не пишет об этом.

Перегрев критически воздействует на коробку. Подразумевается перегрев масла. Горячее масло способно расплавить пластиковые детали, вывести из строя металлические компоненты. А часто такая ситуация случается либо из-за естественного износа и загрязнения техжидкости, либо из-за проблем с радиатором. Имеет значение условия эксплуатации автомобиля и качество самого радиатора. Если температура выше 100 градусов, не стоит медлить с ремонтом, так как этот показатель считается критическим.

Гидротрансформатор — основа автоматической коробки передач. Эта деталь отвечает за переключение передач и сцепление, берет на себя вращающий момент и обеспечивает плавность переключения передачи. О том, что ГДТ неисправен, скажут проблемы в переключении передачи. Так, коробка может начать «тупить» или же попросту «пропускать» передачи. Но не стоит отчаиваться — гидротрансформатор всегда можно отремонтировать.

Полноценные «мозги» автоматической коробки передачи — гидроблок. Он способствует циркуляции трансмиссионной жидкости, контролирует переключение передачи. Из-за нагрузок, принимаемых им, «плита» нередко выходит из строя. Также нередко причиной поломки становится и сам автовладелец, если часто ездит на холодном масле. В некоторых случаях деталь можно отремонтировать, но чаще всего владельца ждет замена.

Электронный блок управления — «голова» АКПП. Он отвечает за работу абсолютно всей электроники коробки. Поэтому выход из строя ЭБУ может проявляется различными симптомами: от горящего check на панели приборов до полной блокировки АКПП и стопе автомобиля.

Коробка «автомат» — продуманный и надежный агрегат. И хоть по надежности она может уступать «механике» по некоторым критериям, она считается гораздо прочнее других видов автоматических коробок. Тем не менее, АКПП подвержена нагрузкам, а, следовательно, и поломкам. Поэтому важно придерживаться простейших правил эксплуатации. Так, при старте движения масло должно быть прогретым. В теплое время года достаточно постоять на «холостых» 2-3 минуты, в холодное — 5-15 минут в зависимости от температуры воздуха.

На старте не газуйте педалью в пол, не жмите одновременно газ и тормоз. Также в автосервисе рекомендовали самостоятельно проверяйте уровень масла, желательно каждые 10-15 тысяч километров пробега, но частота может быть произвольной. Систематически меняйте масло, используя метод полной замены.

Естественно, наблюдайте за АКПП. Если ощущаются симптомы неисправности, сразу отправляйтесь в профильный автосервис. Помните, что поломка в автоматической коробке передач, как катящийся снежный ком. Чем дольше времени ее не устранять, тем больше она будет. Так как в АКПП все взаимосвязано, одна небольшая неисправность может привести к выходу из строя сразу нескольких жизненно важных узлов. Ремонт обойдется в очень крупные суммы. Если поломку устранить вовремя, стоимость ремонта будет гораздо ниже.