Следи за скоростью
16+

Водителям в России рассказали, как определить неисправности тормозной системы автомобиля

Назвали главные причины скрипа тормозов в автомобиле
Автор: Никита Новиков, редактор

remont

©A. Krivonosov

Неприятные звуки, которые издает неисправная тормозная система, обобщенно называют скрипом. На самом деле у них есть, как минимум, две разновидности. Если научиться их различать, можно определить причину еще до визита в автосервис. В этом вопросе попытались разобраться журналисты издания SPEEDME.RU. А чтобы стали понятны механизмы возникновения таких сигналов, нужно разобраться в устройстве дисковых тормозов.

Устройство тормозов

Основные детали, приводящие в действие тормозной механизм после того, как водитель нажал на педаль, это диск (или барабан), колодки и поршень. Диск крепится на ступицу колеса и поэтому вращается вместе с ним. По бокам от него расположены колодки, которые в момент торможения прижимает поршень, обеспечивая повышенное трение, которое и останавливает машину.

При этом в дисковых тормозах есть еще как минимум восемь деталей, которые могут заставить тормоза издавать скрип, свист или скрежет.

Когда колодки прижимаются к тормозному диску, останавливая его, они вибрируют. За счет акустики, которую создают колесные арки, этот звук усиливается и становится настолько громким, что его можно услышать в салоне машины. Поэтому такой звук является естественным и не свидетельствует о неисправности.

Чтобы этого не происходило, некоторые производители колодок дополняют их специальными накладками, гасящими резонанс. Другой способ — одна или две прорези шириной от 2 до 4 мм на рабочей поверхности детали: так площадь, которая соприкасается с диском, уменьшается и снижается резонанс.

На заводе новые колодки покрывают специальным защитным слоем с примесями, который может вызывать свист и скрип, пока не сотрется полностью. Чтобы сократить время его износа, нужно несколько экстренных торможений, то есть необходимо развить скорость не менее 100 км/ч и резко остановиться. При этом обязательно соблюдать технику безопасности. Если стало ясно, что причина скрипа — именно трение новых колодок об диск, вмешательство специалистов сервисного центра не требуется.

Но иногда случается и так, что материалы колодок и дисков попросту несовместимы. Такая ситуация может возникнуть по двум причинам:

  • Несмотря на то, что для производства колодок используют одни и те же материалы, их соотношение каждый производитель подбирает самостоятельно. Похожим образом дела обстоят и с дисками. И тогда материал фрикционного слоя колодок во время торможения может конфликтовать с чугуном.
  • Условие, при котором могут начать скрипеть даже давно установленные колодки: их физические свойства изменились после нагрева и резкого охлаждения. Так бывает, если на хорошо нагретую деталь попадает вода. В результате появляется неприятный звук, который можно искоренить, лишь заменив колодки. Эта неисправность не требует спешного вмешательства.

Постоянная физическая нагрузка в дуэте с высокой температурой в некоторых случаях сказывается на геометрии диска даже без резкого охлаждения. И когда он теряет первоначальную выверенную форму, то неизбежно соприкасается с другими элементами системы при торможении. Чтобы избавиться от свиста, а то и скрежета, требуется заменить тормозной диск. И здесь не обойтись без срочного визита в сервисный центр.

Но в тормозной системе достаточно механических узлов, которые требуют смазки. Поэтому если скрип и свист стали постоянными спутниками поездок на автомобиле — то есть, слышны не только во время торможения, — велика вероятность, что причина в отсутствии смазки в некоторых узлах. В целом такая неполадка не влияет на работу узлов, но может сократить срок их работы, поэтому срочное вмешательство остается на усмотрение автовладельца. Можно это сделать и самостоятельно.

В большинстве случаев скрип, свист или скрежет тормозов предупреждает о проблемах, требующих вмешательства специалистов. При этом срочное вмешательство требуется редко. Поэтому, чтобы обеспечить автомобилю сохранность, а себе — безопасность, достаточно вовремя обратить внимание на посторонние звуки, которые исходят от механизма.