Назван способ не уставать в длительных поездках
Реакция на дорожную обстановку, усталость за рулем и безопасность — все это зависит от посадки водителя в кресле. И хотя удобно устроиться за рулем автовладельцу не всегда выходит, о минимальном комфорте все же стоит позаботиться. Мы говорим о комфортной посадке, потому что отдыхать, удобно расположившись в салоне ТС, разрешено только пассажирам.
Игнорируя правила безопасности, водители подвергают большому риску не только свою жизнь, но жизнь пассажиров и других участников дорожного движения. При аварии тело водителя подается вперед, руки упираются в колесо руля, а ноги — в педали. Если он сидит неправильно, то конечности выпрямляются полностью. В результате возможны травмы голеностопа, коленей и многие другие нежелательные последствия. Если же посадка осуществлена правильно, то есть ноги и руки водителя немного согнуты, то вероятность повреждения меньше.
Когда автовладелец находится в правильном положении за рулем, он может оперативно среагировать на дорожную ситуацию, при этом дольше не испытывая усталости в шее и спине управлять автомобилем. Поэтому перед тем, как отправится в поездку, важно отрегулировать сиденье и подголовник, руль, а также зеркала.
«Водительская» поза, как и сидячая в целом, является не самой полезной для здоровья человека. Но управлять автомобилем стоя мы не можем, поэтому приходятся адаптироваться так, чтобы максимально избежать вреда позвоночнику, шее и другим частям тела.
Первое, что нужно учесть при регулировке сиденья, — индивидуальные особенности водителя: то, какой у него рост, телосложение, сколько он весит. Но общие рекомендации выглядят так:
- спинка сиденья наклонена под углом 75-90 градусов, в зависимости от того, сколько часов человек проводит за рулем;
- подголовник настроен параллельно затылку;
- водитель садится на свое место так, чтобы между спиной и спинкой кресла не было зазоров, до края сиденья оставалось минимум 3 см, а стопы спокойно (без натяжения) располагались на педалях.
Самыми частыми ошибками являются:
- Чрезмерный наклон спинки кресла. В посадке пилота важно, чтобы лопатки хорошо прилегали к сиденью и не отрывались, даже если амплитуда движения плеч максимальна. Чтобы обеспечить полный контакт спины и кресла, его конструируют со специальными изгибами. Если спинка кресла чрезмерно отклонена, в момент выполнения маневра (отрыва лопаток) водитель просто повиснет на руле. Получается, что контролировать автомобиль он уже не сможет.
- Подголовник находится очень низко. Подголовник, как элемент сиденья, выполняет функцию защиты, а потом уже комфорта. Например, подголовник в моделях Volvo установлен без возможности настройки. А эти машины не просто так считаются одними из самых безопасных. В момент столкновения происходит резкое «хлыстовое» движение головы, из-за чего шейные позвонки могут получить сильное повреждение.
Стоит также сказать об автомобилях с сиденьями, где предусмотрена горизонтальная настройка подголовника. Для правильной настройки от затылка подголовник должен располагаться не далее, чем на три-четыре сантиметра.
При поездках на дальние расстояния бывалые водители, чтобы дольше не уставать и лучше контролировать ТС, рекомендуют держать руки на руле в положении 10/2 часа. Считается, что таким хватом получается передать на руль больше усилий. Однако в современных автомобилях применяется усилитель руля. Зато при таком хвате не удастся быстро отреагировать на возникновение непредвиденной ситуации на дороге. Важно обеспечить симметричный хват руля и привыкнуть удерживать его даже в экстренных ситуациях. Если приходится перехватывать колесо руля, то это должно происходить последовательно.
Еще одним элементом безопасности, который также необходимо отрегулировать, является ремень. Да, многие россияне пренебрегают им, а очень зря. Тем не менее, чтобы ремень безопасности выполнял свою функцию корректно, его нужно настроить так, чтобы он:
- не душил водителя, то есть контакта ремня с горлом быть не должно;
- шел по диагонали: от плеча до бедра вдоль грудной клетки;
- плотно, но не жестко, фиксировал тело, а зажим фиксатора был всегда тугой.
Чтобы сократить время реакции и предотвратить усталость ног, стоит правильно расположить и ноги на педалях:
- Нога обязательно должна оставаться на педали.
- Правая нога может находится между педалями. Чтобы выжать газ или тормоз, нужно переносить ногу, не отрывая пятки от пола.
Точка опоры всегда находится в середине стопы.
Итак, водитель принял комфортную и правильное позу в кресле, проверил доступность к рулю, педалям, КПП, теперь нужно настроить обзор. При движении это позволит не крутить головой на 360 и не потерять внимание.
Зеркала настроены правильно, если:
- в наружных зеркалах видны небо и дорога (горизонт посередине);
- в боковых зеркалах просматривается ручка задней двери;
- в зеркале заднего вида отображается заднее стекло авто.
Но во всех этих правилах есть и ряд исключений:
- У кого слабые руки, можно поменять руль размером больше обычного. При этом хват руля широкий обеими руками, в верхней части обода.
- У кого длинные руки: спинку кресла нужно отклонить больше, чем на 75-90 градусов. Ягодицы должны находиться краю кресла. Есть только одно неудобство — шея будет быстро уставать.
- У кого короткие руки: ноги должны быть полусогнуты, тело в вертикальном положении. Также можно изогнуть ручку КПП, чтобы не наклоняться к ней.
- У кого длинные ноги, нужно принять позу, где ноги и тело образовывают почти прямой угол.
Осуществив необходимые настройки места, водителю нужно проверить и свою позу. Все хорошо, если основной вес тела приходится на подушку и спинку кресла. Как это проверить? Если получается приподнять руки и ноги вместе — все сделано верно.
Но помните, что настройки будут отличаться, если вы едете, к примеру, по бездорожью: нужно немного развести локти и приподнять вверх — так мышцы торса будут оптимально напряжены, управлять авто будет легче. Если вы передвигаетесь по городской местности: нужно чуть больше согнуть локти. Чтобы ноги быстро не уставали, важно, после нажатия на педаль, сразу опускать их. Это правило касается и рук: переключили передачу — вернули руку на руль.