Рост цен на новые автомобили: сколько продлится и чем объясняют его отечественные компании
В предыдущем году стоимость легковых автомобилей увеличилась на 24,3%, а в случае иностранных марок это увеличение составило почти 40%. В текущем году этот тренд будет еще более ощутимым, заявили в ассоциации «Российские автомобильные дилеры», рост цен составит 30%. Даже только за август цены на некоторые модели поднялись на 20% из-за повышения утилизационного сбора и обесценения рубля. Продавцы предсказывают, что этот рост будет продолжаться, по крайней мере, до начала зимы.
Первой причиной этого является увеличение ставок утилизационного сбора в августе. Некоторые считают это дополнительной заградительной пошлиной для иностранных конкурентов.
Это повышение ставок привело к дополнительному увеличению цен на новые автомобили на сумму от 33 тысяч до 755 тысяч рублей в зависимости от объема двигателя. В массовом сегменте стоимость поднялась на 122 — 562 тысячи рублей.
Второй фактор, влияющий на рост цен, — ослабление рубля. В августе курс рубля упал на 5%, а с начала лета — на целых 20%. В результате подорожали не только импортные автомобили, но и отечественные, так как в их производстве используются импортные компоненты.
Самым большим ростом цен в августе — на 20% — отметились автомобили, ввозимые по параллельному импорту, преимущественно немецких марок. По словам автоэксперта Сергея Логинова, это связано с ростом сложности логистики, которая также подорожала из-за обесценения рубля.
Кроме того, из-за изменений в оплате утилизационного сбора физические лица, продавая автомобили менее чем через 12 месяцев после их ввоза в Россию, теперь должны уплачивать тот же повышенный сбор, что и организации. Ранее они были освобождены от этой платы, и перегонщики машин из-за границы хорошо на этом зарабатывали. Теперь это стало невыгодным, и многие из них покинули бизнес.
В отношении машин, официально продающихся в России, цены поднялись на 1,2 — 14,3%. Меньше всего рост цен затронул отечественные марки, такие как «УАЗ» и «Лада», на которых практически не отразился утилизационный сбор, а изменение курса рубля повлияло только на импортные компоненты.
Удивительно, но увеличение цен не снизило спроса на автомобили. Напротив, в августе было продано почти 110 тысяч новых автомобилей, что на 14,7% больше, чем в июле, и в 2,6 раза больше, чем в августе прошлого года. В сентябре спрос немного снизился, но рост продаж все равно сохраняется.
«Кредитные продукты сегодня пользуются на авторынке повышенным спросом, и интерес к ним продолжает расти», — говорит замгендиректор по продажам новых автомобилей одного из крупных автосалонов Ренат Тюктеев. «Если же речь о массовом сегменте китайских брендов, то здесь доля автомобилей, приобретаемых в кредит, может достигать 90%. Это прежде всего такие марки, как Geely, Haval, Chery. Большая масса брендов предлагает рассрочки под 0%, а также кредиты с минимальной (10 — 12%) процентной ставкой, субсидируемой производителем.»
Отмечается, что не все китайские марки сильно подорожали. Некоторые увеличили цены лишь на 1 — 2%, в то время как другие — почти на 15%. Некоторые компании включили дополнительные издержки в цены сразу, в то время как другие постепенно повышают их, чтобы не отпугнуть покупателей. Этот тренд будет продолжаться, возможно, до конца осени и даже дольше.
Следует также отметить, что новые санкции США, введенные 14 сентября, могут повлиять на ситуацию. В черный список попали отечественные автокомпании, такие как АвтоВАЗ, ГАЗ, «Москвич» и Sollers, которые сотрудничают с китайскими автопроизводителями.