Следи за скоростью
16+

Локализация производства оказалась злом: АВТОВАЗ оправдали за рост цен

© A. Krivonosov
Автоэксперты назвали основные причины подорожания российских автомашин в 2023 году
Автор: Никита Новиков, редактор

Постоянный рост цен на автомобили в России становится обыденным явлением. Несмотря на некоторое замедление в интенсивности спроса, цены продолжают подниматься, затрагивая как китайские, так и отечественные модели. Причины этого явления были разъяснены экспертами в интервью «АиФ».

Приобрести новый автомобиль за сумму менее двух миллионов рублей стало почти невозможно. Осенью 2023 года произошло еще одно увеличение средних цен, затронувшее наиболее востребованный сегмент ценовой категории: автомобили, стоимостью от 1,5 до 2,5 миллионов рублей.

Автозавод АВТОВАЗ, как и другие производители автомобилей, объясняет рост цен влиянием инфляции и ростом стоимости комплектующих. Также повышение утилизационного сбора оказывает влияние на конечную цену автомобилей, хотя тольяттинской компании это возмещают налогоплательщики.

«Утилизационный сбор, формально возвращаемый практически полностью, тем не менее, этот возврат средств задерживается, чаще всего на несколько месяцев. Поэтому автозаводы утверждают, что им приходится повышать цены хотя бы частично из-за утилизационного сбора, среднее повышение составляет примерно 6%. Это довольно болезненно и неприятно», — заявил Игорь Моржаретто.

Тем не менее, АВТОВАЗ подчеркивает, что цены на базовые версии автомобилей марки LADA остаются без изменений. Однако эксперт Моржаретто видит в этом сомнительное преимущество для потенциальных покупателей.

Кроме того, на стоимость отечественных автомобилей влияет процесс перемещения производства многих компонентов внутрь страны. Это не просто локализация производства, но также разработка собственных «аналогов». Руководитель аналитического отдела международного евразийского движения, замдиректор центра социально-интеграционных исследований Владимир Киреев подчеркивает, что это позитивное явление, так как оно способствует развитию технических компетенций в стране, повышению добавленной стоимости и созданию новых рабочих мест. Однако есть и отрицательные аспекты, такие как формальный подход к этой проблеме, а также неадекватное увеличение издержек.

Эксперты утверждают, что цены на автомобили подвержены воздействию регулирования рынка со стороны Центрального банка России. Текущая модель регулирования направлена на предотвращение инфляции, но при этом приводит к дефициту финансовых ресурсов, необходимых для развития экономики.

«Повышают цены абсолютно все участники рынка, работающие в России, вне зависимости от их происхождения. Повышение цен затронуло не только отечественных производителей, но и китайские, поэтому АВТОВАЗ в этом смысле не уникален. Что касается других российских автомобилей, то важно понимать, что определение „отечественный автомобиль“ может различаться. Цены на автомобили от Горьковского автозавода незначительно поднялись, и, хотя цены на автомобили УАЗ не увеличились, теперь покупателям придется оплачивать доставку», — оправдывает ситуацию эксперт.