Россияне втридорога заплатят за такси: покупку автомобилей будут компенсировать из бюджета
Совет Федерации предложил Минпромторгу и Федеральной антимонопольной службе (ФАС) взять под контроль ценообразование на такси, если в России введут требования по локализации автомобилей. Законопроект об этом был представлен в Госдуму осенью, но столкнулся с негодованием со стороны участников рынка.
Рекомендации по изменениям в закон о такси были направлены председателем комитета Совета Федерации по экономической политике Андреем Кутеповым в различные ведомства, включая Минтранс, Минпромторг, Минфин, Центробанк, ФАС и региональные государственные органы. В случае введения требований к локализации автомобилей, региональным государственным органам предлагается использовать опыт Москвы и выделять субсидии для компенсации затрат таксомоторным компаниям.
Андрей Кутепов и депутат Владимир Гутенев представили поправки в закон о такси в начале ноября. Согласно предложениям, региональные власти смогут устанавливать обязательные требования по локализации автомобилей, используемых в такси. Уровень локализации будет измеряться в баллах, а правительство получит полномочия установления минимального уровня исключительно для такси. В пояснительной записке отмечается, что эта инициатива стимулирует спрос на отечественные автомобили с высоким уровнем локализации в такси.
Председатель Общественного совета по развитию такси Ирина Зарипова высказала опасения относительно возможных манипуляций с ценами на локализованные автомобили такси. Она также предупреждает, что гарантированный большой объем продаж таксопаркам может снизить мотивацию автопроизводителей к качественному развитию и инновациям в автомобилях. Зарипова утверждает, что это решение может увеличить дефицит новых автомобилей для такси.
Директор сервиса заказа такси «Максим» Максим Шушарин подчеркивает нереализуемость идеи о покупке локализованных автомобилей такси в России из-за высоких цен на новые автомобили. Шушарин предлагает сначала устранить дефицит на рынке новых автомобилей, снизив цены на них, прежде чем стимулировать приобретение отечественных автомобилей.
Управляющий директор сервисов «Ситимобил» и «Таксовичкоф» Дмитрий Коваленко поддерживает идею локализации, но обращает внимание на несовершенства в предложении. Он отмечает, что есть отечественные модели, не имеющие полного производственного цикла в России, а также те, которые собираются в стране, но не соответствуют экологическим требованиям некоторых регионов. Коваленко подчеркивает, что отечественные автомобили составляют значительную часть автопарка его компании.
Среди других предложенных рекомендаций от сенаторов по изменению закона о такси:
- Для Минтранса: исключить требование разрешения на работу в такси без ограничений по регионам; упростить процедуру предрейсового техосмотра такси.
- Для Минфина и Центробанка: обеспечить доступность заключения договоров ОСАГО для легковых такси через интернет-ресурсы, контролировать страховые компании, предоставлять прозрачные тарифы на страхование и открытость показателей аварийности; рассмотреть возможность заключения договоров ОСАГО для автомобилей такси через портал «Госуслуги»; ввести запрет устанавливать внутренние правила страхования ОСАГО такси, ограничивающие доступ к страховым продуктам.
Представитель Минтранса сообщил, что ведомство будет изучать возможность предоставления разрешений на перевозку без привязки к региону. Остальные рекомендации Совета Федерации в Минтрансе остались без комментариев. Представитель Центробанка отметил, что жалобы на доступность полисов ОСАГО для владельцев такси поступают редко, но подчеркнул, что ведомство получает единичные жалобы на эту тему.